Этот тест можно было назвать по-разному: "Снова в СССР", "Воспоминания о будущем", "Мечты о прошлом" и так далее. Потому что вдоволь поездив на самых современных иномарках и оказавшись вдруг за рулем российского автомобиля, трудно избавиться от ощущения возврата в прошлое, когда роскошным лимузином считалась черная "Волга", а вазовская "девятка" цвета мокрый асфальт - "крутым" автомобилем. К чему это все? Да к тому, что времена идут, все меняется, а в одной отдельно взятой стране, похоже, прогресс умер от цирроза печени. И поэтому все автомобили, выпускаемые там, обладают весьма специфическим характером. Его сложно описать в двух словах, но если попытаться дать определение, то получится примерно так: смесь современных технологий с позавчерашней культурой производства. Результат получается соответствующий.Впрочем, сегодняшний тест не о том, что нужно изменить или доработать: все и так прекрасно об этом знают. Мы просто тестируем полноприводный автомобиль с красивым названием "Соболь" и пытаемся понять, что же должно случиться, чтобы автомобильная промышленность бывшего СНГ перестала работать по принципу: "а чего вы еще хотели за такие деньги?" Итак, собственно, "Соболь". Точный индекс модели - ГАЗ-27527-144. Конструктивно этот автомобиль представляет собой люксовую версию "Газели" - с укороченной колесной базой и независимой передней подвеской. Но данная модификация - полноприводная, а это значит, что она отличается и от обычного "Соболя", и от обычной "Газели".Выражается это, прежде всего, в конструкции: постоянный полный привод вместо привычного заднего и "мост" - зависимая подвеска спереди. В остальном автомобиль идентичен другим представителям этого семейства: под капотом мотор ЗМЗ-406, коробка передач - 5-ступенчатая, кузов - 4-х дверный грузопассажирский, с семиместным салоном и отдельным багажным отсеком. Дизайн "Соболя" обсуждать бессмысленно: с того момента, как в производство пошла обновленная "Газель", экстерьер не менялся. А если и менялся, то незначительно, а это значит, что никаких отличий от тех автомобилей, что ежедневно встречаются на улицах, во внешности "Соболя" нет.Автомобиль с таким красивым названием должен выглядеть изящно и роскошно, - сказала одна знакомая, когда узнала, что я тестирую "Соболь". Чтобы не разочаровать ее, машину я показывать не стал - пусть в ее воображении она и будет такой, изящной и роскошной. Ну а все остальные могут убедиться, что ни того, ни другого во внешнем облике газовского минивэна обнаружить невозможно. Хотя нельзя и не отметить, что после рестайлинга, в ходе которого появились новые миндалевидные фары и фальшрадиаторная решетка, все семейство "Газелей" стало выглядеть лучше - современнее и немножко симпатичнее. Мне они даже нравятся: в хорошем цвете что "Газель", что "Соболь" производят очень благоприятное впечатление, и не грех спутать ее с иномаркой, выпущенной в конце 90-х годов.И уж тем более, его нельзя сравнивать с другими отечественными полноприводными микроавтобусами - с тем же УАЗом, разработанным еще при царе Горохе. "Соболь" побеждает его по всем параметрам: он современнее, удобнее, комфортабельнее, безопаснее. Это просто совершенно разные автомобили - не зря же их разделяет несколько десятилетий. Интерьер хорошо знаком любому наемному водителю, и пока ничего нового производитель не предложил. Все тот же жестковатый "оттопыристый" пластик, который, похоже, просто не умеет плотно прилегать в местах соединения панелей - в любой машине этого семейства он "дышит" в нескольких местах. Хотя, возможно, материал здесь и не при чем.Эргономика своеобразна, но к ней можно привыкнуть. К примеру, для меня было неожиданно, что рукоятка включения фар находится возле... правого колена. А там, где она находится у других моделей - слева от руля, в "Соболе" установлена загадочная клавиша проверки исправности лампочек "приборки". Нажимаешь эту кнопку - и загораются все контрольные лампы на панели. Приборная панель читается хорошо - и разметка крупная, и цвет контрастный. И рулевое колесо не перекрывает приборы, что тоже можно записать в плюс. Кстати, "Соболь" оснащен регулируемой рулевой колонкой! Но на деле, это больше похоже на издевательство: руль поднимается от силы на полтора сантиметра.Посадка за рулем высокая, автобусная. Сидишь, как на стуле, свесив ноги вниз - из-за этого приходится придвигаться поближе, чтобы достать до педалей. И тут же выясняется, что некуда девать левую ногу - приходится держать ее либо на педали сцепления, либо подгибать под кресло. И то, и другое положение - неправильно. Салон очень удобен: как спереди, так и сзади места чрезвычайно много, и по этому параметру "Соболь", несомненно, хорош. Доступ в салон полноприводной версии немного осложнен из-за увеличенного дорожного просвета, но оказавшись внутри, не можешь нарадоваться. Впереди можно нормально сидеть втроем и сзади, немного потеснившись - так и вовсе вчетвером.Боковая сдвижная дверь удобна, но открывать ее тяжело - требуется усилие. А в первый раз она вообще сошла с петель. Далее, смущает отсутствие каких-либо рукояток для пассажиров сзади - держаться просто не за что. И когда на грунтовой дороге "Соболь" раскачивается, с заднего ряда доносится ругань - пассажиры ищут точку опоры. И обычно ею становится переднее кресло - приходится наклоняться и держаться за него. Багажник, как и у всех грузопассажирских моделей, впечатляет объемом - он представляет собой прямоугольный шкаф, отделенный от салона глухой металлической перегородкой. Это просто кузов без каких-либо дополнительных функций - здесь нет ни специальной такелажной сетки, ни каких-то карманов или ниш для мелких предметов. Кстати, в салоне "Соболя" мелкие предметы также некуда класть - помимо "бардачка", небольших карманов в дверях и на спинках передних сидений больше никаких емкостей не предусмотрено.Но вернемся к багажнику. Грузить сюда можно что угодно, вплоть до сыпучих грузов. Но перед этим нужно решить проблему - куда девать "запаску"? Она, кстати, в багажнике не закреплена, и поэтому на каждой ямке скачет и стучится либо в задний борт, либо в перегородку между салоном и багажником. Двигатель, а это заслуженный 406-й мотор для тяжелого полноприводного вэна (уж позвольте называть "Соболь" так) подходит с натяжкой. Ему откровенно не хватает мощности, слишком высок уровень шума на высоких оборотах, в общем, полноприводная трансмиссия этому двигателю не по плечу. Эх, сюда бы дизель, а еще лучше - турбодизель, вот тогда бы была машина! И она есть: уже имеется договоренность о тесте полноприводного "Соболя" с турбодизелем ГАЗ-560, созданным по лицензии Steyr.Ну а пока приходится мириться с тем, что имеешь... Впрочем, мне то что: покатался, впечатлился, написал и забыл. А вот другим приходится изо дня в день крутить баранку "Газелей" и "Соболей", оснащенных 406-м мотором. Удовольствия, скажем сразу, немного: мотор радует лишь сочными "низами", а на средних оборотах тяга весьма посредственная. На высоких же мотор вообще затухает - машина ревет, но не едет. Так что приходится переключать передачи так, чтобы он мог постоянно работать в нижнем и среднем "регистре". А вот за что "Соболь" можно похвалить, так это за отличную виброизоляцию: мотор, установленный на раме, никоим образом не "общается" с кузовом. И поэтому на холостых оборотах после того, как затихнет какофония звуков, издаваемых трансмиссией, мне постоянно казалось, что мотор заглох - на каждом светофоре рука так и тянулась к замку зажигания.Подвески, в зависимости от того, по каким критериям их оценивать, работают очень плохо или очень хорошо. Если говорить об управляемости и плавности хода, то см. оценку №1. Да и как могло быть иначе, если речь идет о высоком автомобиле с короткой колесной базой, оснащенном зависимыми рессорными подвесками? Обычный "Соболь" имеет независимую пружинную переднюю подвеску, а полноприводный - жесткие мосты и спереди, и сзади. И оба - на рессорах, вследствие чего плавность хода и управляемость соответствующие.Даже на ровной трассе "Соболь" движется вприпрыжку, заставляя водителя постоянно подправлять траекторию. Оценка №2 - это когда покрытие уже мало похоже на усовершенствованное. Недостатки превращаются в достоинства. Любые рессоры - "дубовые" по сути, но на бездорожье это благо. Потому что энергоемкость у них соответствующая: можно нестись, не разбирая дороги. И машина, скорее, подпрыгнет, чем "пробьет" подвеску. Рулевое управление требует к себе серьезного отношения. Сочетание очень мощного гидроусилителя и острого рулевого управления делает "Соболь" весьма подвижным - отвлекшись на секунду, можно с удивлением обнаружить, что машина перестроилась на две полосы вправо. Поэтому сел за руль - будь внимателен и подруливай, подруливай!Зато на бездорожье острый руль в самый раз - пока машина скачет по кочкам, колеса едва касаются земли, но траекторию можно подправить буквально одним движением. При этом вибрации тоже не досаждают: независимо от того, по камням едешь или по песку, руль из рук не выбивает. Полный привод в "Соболе" сделан вполне профессионально, не "по-паркетному". Крутящий момент двигателя посредством раздаточной коробки, с межосевым дифференциалом, распределяется между передней и задней осью - это называется постоянный полный привод. Для тяжелых режимов предусмотрена блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача.В общем, набор вполне "джиперский" - внедорожник с такой трансмиссией считается весьма серьезным покорителем бездорожья. Но перед нами - микроавтобус, или вэн, если говорить по-модному. И нужна ли ему такая трансмиссия? В принципе - да, потому что постоянный полный привод повышает устойчивость автомобиля на скользких покрытиях. Но это в теории, а вообще абсолютно "пустой", но очень острый руль этого автомобиля делает малопривлекательной перспективу поездки по скользкой трассе - машину и так приходится постоянно отлавливать подруливаниями. Так что постоянный полный привод кажется немного странным решением: может, проще было сделать как в УАЗике, с приводом на задние колеса и жестким подключением "передка"? Ведь такая трансмиссия проще, в ней нет межосевого дифференциала, и, соответственно, надежность гораздо выше. И проходимость тоже, потому что жесткое подключение "передка" равносильно блокировке центрального дифференциала.Трансмиссия УАЗа кажется еще более привлекательной, когда "Соболь" выезжает на трассу. Да что там - когда он просто трогается с места! К примеру, при разгоне на первой передаче сзади, по моим предположениям, от заднего кардана шли сильные вибрации. Они передавались на кузов автомобиля. Но стоило немного увеличить скорость, вибрации пропадали, и им на смену приходили трансмиссионные шумы. И дальше они только усиливались. Вообще, иногда создавалось ощущение, что в этом автомобиле шумит все, кроме двигателя, который оказался удивительным тихоней. Особенно старается трансмиссия! Она постоянно шумит, трещит и подвывает. Если бы это был не "Соболь", а автомобиль какого-нибудь другого производителя, то после первого же такого звука машину следовало бы на эвакуаторе (но никак не своим ходом!) доставить на фирменную "СТО". А здесь это норма...И поэтому при "трассовых" 90 км/ч "Соболь" больше напоминает передвижной шумовой стенд (вибростенд), нежели современный полноприводный автомобиль. Гудит коробка передач, воет "раздатка". Примерно с такой же периодичностью в трансмиссии появляется какой-то специфический гул, но через пару секунд он исчезает, чтобы снова появиться спустя некоторое время. Забавно, что звуки трансмиссии меняются в зависимости от режима движения - на разгоне одна тональность, в крейсерском режиме - другая. А при сбросе газа все вдруг начинает скрежетать, причем весьма сильно. Скорее всего, после обкатки уровень шума снизится, но это слабое утешение.Проходимость, учитывая вполне "профессиональную" трансмиссию "Соболя", мы также оценивали "по-взрослому" - в карьере, на той же трассе, где ездили УАЗики и импортные внедорожники, побывавшие на тестах "АБw". Скажем сразу, "Соболь 4х4" с поставленными задачами справился: он не застрял, ничего себе не оторвал и уехал из карьера с теми же трансмиссионными шумами, с какими сюда прибыл. Значит, хуже ему не стало - ходовая часть выдержала испытания. Хотя поначалу, признаться, были некоторые опасения - передний пластиковый бампер не внушал доверия, да и угол въезда был далек от рекордного. Но ничего, обошлось: как выяснилось, в большинстве случаев бампер даже не касается препятствия, и поэтому ему ничего не грозит.Трансмиссия тоже проявила себя с лучшей стороны: несмотря на шум, свою работу она выполняла на "отлично", что позволило проехать на "Соболе" везде, где нам вздумалось. Правда, за расположение рычагов "раздатки" и блокировки межосевого дифференциала конструкторам стоило бы отбить руки - точно также, как отбил себе их я, ударившись в панель. А что делать? Рычаги расположены так, что при включении любой из вышеуказанных функций они упираются в панель - и водитель сбивает себе руки. А без этого - никак. Зато, включив понижающую передачу, можно забыть обо всех неприятностях: "Соболь" становится очень тяговитым и идет вперед, как танк. До тех пор, пока не повиснет в колее.Выяснилось, что редуктор переднего и заднего мостов расположены не на одной линии, и поэтому "рисуют" две дорожки в колее, вследствие чего заметно возрастает сопротивление движению. Но "Соболь" все равно едет: буксует, рычит мотором, но едет. Кстати, передний пластиковый бампер в таких случаях выступает ограничителем: как только он начал трещать, есть смысл остановиться, и по своей колее выбираться назад. Все равно, если бампер коснулся земли, дорожный просвет уже выбран, и машина неизбежно повиснет на мостах.Немного обо всем. "Соболь" мне запомнился надолго: давно не приходилось ездить в машине, в которой нет ничего, без чего она бы не могла поехать. Из "излишеств" - только гидроусилитель и больше ничего. При этом цену нельзя назвать столь же скромной, как и комплектацию. Но еще больше впечатляют различные мелочи, к которым водители "Газелей" уже, наверное, привыкли. На моей машине, к примеру, не работал спидометр. В пепельнице валялся окурок (сувенир от ГАЗа?). И щетка стеклоочистителя оказалась всего одна. Одно неизменно радует - передние двери в "Соболе" закрываются легко, буквально мизинцем. И зеркала хороши: разделенные на два сектора, они прекрасно показывают и соседнюю полосу движения, и еще достаточно обширный сектор. Так что проблем при маневрировании не возникает.
Источник: http://truck-auto.info |