Чем можно загрузить два новых фургончика - китайский FAW CA 6371 и запорожский Lanos Pick-Up? Под руку попались тротуарные плиты - на глазок, весом около 30 килограмм каждая. "Китаец" поднимает, дай бог памяти, 700 килограмм. Кладем в просторный кузов 24 плиты - норма! Но фургончик как-то неестественно просел, нехотя тронулся с места и, слегка скособочившись, поковылял на загородные дороги... Уже позже выяснилось, что и память у нас дырявая, и глазомер никудышный. На одном из рынков мы нашли "колхозные" весы: каждая плита весит 37,5 килограмм! А затем заглянули в технические данные и поняли, что перепутали фургончик с бортовой машинкой на этом же шасси: грузовичок действительно поднимает 700 кг., а вот наш фургончик - всего 520 килограмм. Выходит, что, с учетом двух человек в кабине, мы перегрузили фургон ровно в два раза - 1050 килограмм вместо 520 килограмм! И с этой непосильной ношей маленький "китаец" совершил многокилометровый вояж за пределы Киева... Проехал - и не развалился! А Ланос?Конечно, нам стыдно за ошибку. Но опростоволосились мы еще и потому, что развозные машинки этого "типоразмера" крайне редко попадают в поле нашего зрения. Есть Таврия-пикап, ижевские "каблучки", пикапы марки ВИС и... И все! Европейские развозные автомобильчики - Renault Kangoo, Citroen Berlingo, Fiat Doblo, Opel Combo - ощутимо дороже. Поэтому когда на ЗАЗе провели маркетинговое исследование, оказалось, что спрос на недорогие фургоны и "каблучки" составляет около 70 машин в день! Спрос рождает предложение: фургончик стал первой самостоятельной разработкой запорожцев на базе Ланоса. Кстати, имя Lanos Pick-Up подобрано не совсем верно (видимо, по аналогии с пикапом на базе Таврии). Ведь это не пикап с открытым кузовом, а фургончик с жестким (несъемным) верхом - или, как говорят в народе, "каблучок". А настоящий пикап пока не выпускается и едва ли вообще появится. "Плафон" грузового отсека - пластмассовый. Это дешевле в условиях мелкосерийного производства (кузовные штампы обошлись бы слишком дорого) и способствует снижению массы. По технической начинке практически никаких отличий от обычного Ланоса - только лишь более мощные пружины и амортизаторы. Именно благодаря усиленной задней подвеске грузоподъемность машины удалось поднять до 575 килограмм. Показанные на выставках предсерийные машины были полностью белыми. Но в серию "альбиносы" почему-то не пошли: решено выпускать двухветные машины - белый колпак и "цветной" передок. Странное решение: полностью беленькие фургончики смотрятся гармоничнее.А вот китайцы ничего не придумывают - им проще скопировать. Фургончик FAW CA 6371 - собирательный образ японских развозных автомобилей, которые популярны в Стране Восходящего Солнца на протяжении многих лет. Ничего хитрого: лонжеронная рама, расположенный продольно спереди мотор, жесткий задний мост на рессорах и - огромный грузовой отсек. Есть такая же машинка в грузопассажирском исполнении - с остекленными боковинами и тремя рядами сидений (восемь мест). Вслед китайской копии люди оборачиваются чаще, чем на иные внедорожники - не привык пока наш народ к таким "пузатикам"! Китайцы научились не только копировать современные решения, но и делают это на приличном технологическом уровне. Качество сборки кузова оставляет приятное впечатление: ровные панели, аккуратные сварные швы. А на каком другом дешевом фургончике можно встретить импозантные блок-фары или входящий в список стандартного оснащения кондиционер?Но некоторые решения - типично китайские. Например, тоненькая перегородка между кабиной и грузовым отсеком крепится на хлипких гайках-барашках к таким же хлипким скобам. Замки боковых сдвижных дверей блокируются только изнутри - к ним нужно тянуться через окно внутренней перегородки грузового отсека. Мощные усилители кузова под кабиной образуют широкие полки, на которые в слякотную зимнюю погоду наверняка будут набиваться соль и грязь. Опорные ролики боковых сдвижных дверей катаются не по полозьям, а прямо по металлу. Краску жесткие пластмассовые ролики уже продавили - значит, после осенне-зимнего периода здесь появится ржавчина... Вагонная компоновка предопределила типичную для автомобилей этого типа посадку "на колесе". Поэтому рабочее место водителя полностью оправдывает свое название - здесь не отдохнешь! Найти удобную рабочую позу непросто даже водителю среднего роста. Сиденье сразу отодвигаешь до упора в заднюю стенку, но все равно тесно. Левую ступню пристроить негде - то под педаль сцепления ее подпихнешь, то на крутую арку переднего колеса поставишь...Расположенный по-автобусному руль не регулируется - сидишь и обнимаешь его коленями. Четырехцилиндровый моторчик рабочим объемом всего один литр полулежит под кабиной. Для доступа к нему нужно отстегнуть крепления подушек сидений - и поднять их вверх. Сквозь два небольших люка можно добраться до свечей, масляного фильтра, привода сцепления и блока предохранителей, но проводить серьезный ремонт в позе "ноги выше головы" не очень-то удобно. Уже через несколько минут после запуска двигателя чувствуешь, как от него начинает исходить жар - так вот почему в штатное оснащение входит кондиционер! А в Ланосе сидишь, как... в обычном Ланосе. Хорошо знакомый салон, удобная "легковая" посадка, добротные материалы (лучше, чем в "китайце"), огромный диапазон продольной регулировки сидений - никаких проблем! Некоторое удивление вызывает лишь соседство с запасным колесом: дабы не ущемлять грузовой отсек, "запаску" одели в чехол и установили позади пассажирского сиденья. А еще из-за "грузового" колпака пострадала обзорность. Его широкие боковины перекрыли почти треть изображения в наружных зеркалах заднего вида. А внутри-салонного зеркала нет вовсе, поэтому парковка задним ходом превращается в проблему.Запорожский фургончик разрабатывался с учетом одного из важнейших требований транспортных компаний - чтобы в кузове размещалась стандартная европалета размером 120х80 сантиметров. На палете может быть все, что душе угодно - от автомобильного двигателя до стопки кирпичей - лишь бы ее можно было загрузить в кузов с помощью электрокара. Европалета легко помещается и в "китайце", причем вокруг нее остается еще масса места. Подобные фургончики идеально приспособлены для перевозки объемных, но не очень тяжелых грузов - парфюмерии, косметики, медицинских препаратов, сигарет. Вот и мы нашли десяток больших легких коробок. Поставленные "в два этажа" коробки заняли практически весь кузов Ланоса - больше сюда не впихнешь. Ведь значительную часть грузового отсека "съедают" большие колесные арки. А в китайской машине эти же коробки равномерно распределились по ровному полу в один "этаж" - грузовой отсек здесь больше раза в полтора!Грузить коробки в FAW намного проще. Сдвижные двери по обоим бортам дают возможность подъезжать к месту погрузки любым боком. А большая внутренняя высота грузового отсека (122 сантиметра) позволяет довольно свободно перемещаться по фургону. Максимальный балл по удобству погрузки-выгрузки мы не поставили китайской машине только лишь потому, что задняя дверь поднимается вверх (плод унификации с грузопассажирской версией). Распашные задние двери для фургончика были бы уместнее. Но больше всего в китайской машине запомнился потолочный кондиционер, предназначенный для охлаждения... грузового отсека. Скорее всего, это тоже наследие от пассажирской модификации (восьмиместной, с остекленными боковинами). Потолочный "кондей" забирает прохладный воздух из кабины и, дополнительно охлаждая его, гонит в грузовой отсек. Это значит, что даже в жару в белом фургончике можно перевозить скоропортящиеся продукты без боязни, что они придут в негодность во время доставки. Уникальное решение!Но легкие коробки практически не дают нагрузки - не гонять же порожняком рабочие лошадки! Пришлось искать балласт, роль которого великолепно сыграли компактные, но тяжелые тротуарные плиты. Когда мы, сами того не подозревая, вдвое перегрузили FAW, рессоры его задней подвески просели почти до буферов. Но "китаец" поехал! Усилителя руля нет, но даже на парковке можно крутить руль, прикладывая минимальные усилия. Чтобы как-то облегчить маленькому моторчику жизнь, все передачи сделаны "короткими". Первая передача - "силовая", она позволяет уверенно трогаться даже на перегруженной машине. А если идешь порожняком, то для начала движения достаточно плавно отпустить сцепление - педаль акселератора можно вообще не трогать. На второй передаче FAW разгоняется только до 60 км/ч, на третьей - до 90 км/ч, а на четвертой нудно вытягивает машину до "максималки" - 110 км/ч (по спидометру). Пятая передача - "экономичная". Поскольку маломощный мотор приходится каждый раз выкручивать почти до ограничителя оборотов, шум в кабине заглушает все живое. Через полчаса начинает раскалываться голова. Внутренности просят пощады: жесткая рессорная подвеска заставляет "китайца" скакать по плохим киевским дорогам, словно зайца по болотным кочкам. Нелегким будет хлеб водителя этой машины...Перегруженный фургончик слушается руля нехотя, с огромными запаздываниями. Повернул баранку, передок уже пошел в сторону - а тяжелая корма все еще идет по прямой. Схожие ощущения испытываешь, когда едешь на велосипеде и везешь на заднем багажнике человека. Позже, осознав свою ошибку, мы совершили "перезагрузку" китайца - до положенной нормы. Фургончик побежал чуть веселее и стал меньше крениться в поворотах. Но "эффект велосипедиста" остался, хотя в меньшей степени - словно на багажнике сидит уже не здоровенный бугай, а ребенок лет десяти. Lanos мы грузили уже по науке. "Паспортная" грузоподъемность пикапчика - 575 килограмм. Значит, берем 12 плит (450 кг.) плюс два человека в кабине - итого, почти 600 килограмм. На максимальную нагрузку Ланос отреагировал только просевшими пружинами задней подвески. Двигатель даже не пикнул: уверенное трогание с места, напористый разгон. Управлять машиной не сложнее, чем обычным Ланосом-седаном, загруженным "под завязку". Ланос уверенно перестраивается из ряда в ряд. Охотно, хотя и с большими кренами, заныривает в поворот.В кабине тишина, подвеска работает мягонько. Никаких проблем! Конечно, все это - на фоне китайской машины, которую едва ли можно держать за образец динамичности и управляемости. А пустой Ланос-пикап носится побыстрее, чем Ланос обыкновенный. Облегченный кузов, довольно мощный мотор, жесткая подвеска - спорткар для грузчиков! Не даром же Таврию-пикап называют бешеной табуреткой: горячие "водилы" устраивают на них такую джигитовку, словно пытаются установить мировой рекорд не по скорости доставки грузов, а по скорости встречи с больничной койкой. Обладатели пикапов на базе Ланоса станут явными фаворитами в уличных гонках. Ланос смело даст фору и китайскому фургончику: он удобнее, динамичнее, а его конструкция более современна. Рвануть со срочным грузом из Киева в Одессу? Легко! Конструкция шасси - проверенная, с ремонтом никаких проблем, запчасти есть... Несомненное преимущество Ланоса еще и в том, что покупатели могут заказать био-топливную модификацию - работающую на бензине и сжиженном природном газе (газовый баллон устанавливается над кабиной, под обтекателем).Впрочем, не все так однозначно. Например, на нашей машине не очень плотно закрывались "грузовые" двери. На мойке выяснилось, что уплотнение между дверями и бампером не продумано: в кузов попадает вода. А что с качеством? Не станет ли "отслаиваться" пластиковая будка от металлического основания после езды с полной нагрузкой по разбитым киевским дорогам? Кроме того, грузовой Ланос ощутимо дороже: базовая машина без кондиционера продается за 52 тысячи гривен. А вот "китаец", у которого уже "в базе" два кондиционера и аудиосистема, оценивается около 45 тысяч гривен. Причем с началом регулярных поставок цена станет еще ниже. Китайский FAW - оружие ближнего боя. Это сугубо городская машина для развоза объемных грузов по нескольким точкам.Минусов у него больше, чем у Ланоса. Новая, совершенно неизвестная конструкция - раз. Неразвитая пока сеть ремонтных мастерских и отделов продажи запчастей - два. О надежности "китайца" можно только догадываться - это три. Наконец, условия труда водителя и экспедитора комфортными никак не назовешь. Но при этом на "городских" скоростях "китаец" удивляет экономичностью. Он порадует грузчиков широкими сдвижными дверями и огромным для своих скромных габаритов кузовом. Ну а рессорная подвеска, как выяснилось, терпима к жесткому перегрузу.Поэтому, несмотря на проигрыш Ланосу по сумме экспертных оценок, фургончик FAW нельзя списывать со счетов. А за перегруз приносим китайскому товарищу свои извинения. Мы ведь тоже пострадали - спины болят до сих пор. Откуда фургончик? Ланос-фургон выпускается на ЗАО "ЗАЗ", а жесткую надстройку для него делает симферопольская фирма Аверс методом вакуумной формовки из стеклопластика на основе полиэфирных смол (М300ТС). В связи с увеличением объемов производства фургонов сейчас ведется работа по организации изготовления пластиковой надстройки на фирме РОСТ (г.Вольнянск). Задние фонари - как на автобусах Богдан, их поставляет фирма Электроаппаратура. Подсборку металлического кузова для фургона делают в цехе сборки ЗАЗа. На участке сборки пикапов экспериментального цеха ОГК производят резку кузова, приклейку жесткой надстройки и окончательную сборку автомобиля. Попавший к нам на тест фургон - один из первых серийных образцов, сделанный из машино-комплектов, получаемых для сборки седанов Chevrolet Lanos (экспортное название для поставок в Россию). Поэтому "наш" фургончик несет на решетке радиатора эмблему ЗАЗа, а на ключах и на руле стоят кресты Chevrolet. Впредь при изготовлении фургонов будет использоваться только символика завода ЗАЗ
Источник: http://truck-auto.info |