ЯАЗ Я-3 - ЯАЗ - Грузовые - Авто каталог - VPAuto.ru - все про автомобили
Главная » Статьи » Грузовые » ЯАЗ

ЯАЗ Я-3
24 декабря 1925 года - более 84 лет назад - на Ярославском автомобильном заводе были собраны два первых грузовика "Я-3". 84 года назад на месте нынешнего Ярославского моторного завода находилось небольшое предприятие по ремонту изношенных автомобилей, оставшихся после Октябрьской революции. Через руки его специалистов проходили машины различных марок: "Остины", "Уайты", "Фиаты", "Мерседесы" и "Бюссинги" - тяжелые грузовики различных иностранных марок и моделей. Когда в середине 1924 года рабочие Первого государственного авторемонтного завода, как тогда назывался нынешний "ЯМЗ", узнали, что в Москве на "АМО" готовятся к выпуску первых советских грузовиков, они провозгласили: "Довольно чинить - пора строить!". А осенью этого же года инженеры "ГАРЗа" приступили к проектированию первой машины собственной конструкции трехтонного грузовика, рассчитанного на применение двигателя и коробки передач от московского "АМО-Ф-1 15". Наладить самостоятельное производство таких сложных компонентов ярославцам было не по силам, отсутствовало необходимое оборудование и повсюду встречалось много трудностей.
Я-3
Сначала задумали было спроектировать для первенца штампованную лонжеронную раму, однако на заводе не оказалось мощных прессов, пришлось сваривать раму из стандартных прокатных швеллеров. Она получилась прочной, нотяжелой. Да и сам автомобиль весил 4,5 тонны - столько же, сколько пятитонные грузовики. Хотя он был достаточно надежен, чтобы перевозить не 3 т., как предполагалось сначала, а все 5 тонн груза, для этого двигатель мощностью всего 35 л.с. от "АМО-Ф-15" был явно слабоват, как и для более легкого трехтонного автомобиля. Пятитонному грузовику тогда требовался двигатель мощностью минимум 70 л.с. Первые два автомобиля "Я-3" это расшифровывалось - "Ярославский трехтонный" были готовы к 24 декабря 1925 года, они довольно успешно прошли испытания и завод приступил к их мелкосерийному выпуску. "Яшки", как их называли водители, на сегодняшний взгляд покажутся довольно курьезными машинами. Если этот грузовик поставить с современным "ГАЗ-3307", он окажется длиннее, шире и заметно выше. Водитель сидел в деревянной кабине, открытой с боков, за рулевым колесом огромного размера. Кстати, о размещении рулевого управления: руль на "Я-3" впервые в практике отечественного автомобилестроения помещался слева. Напомним, что московский "АМО-Ф-15" имел руль, расположенный справа до самого 1930 года. Ввиду того, что коробка пере дач использовалась от этого же грузовика, у которого рычаг переключения находился у правого борта кабины, ярославским конструкторам пришлось разработать иной привод, размещавшийся посередине кабины.
Я-3
Сама кабина имела только одну дверь справа и два обитых кожей сиденья для водителя и грузчика. На двигателе московского грузовика зажигание осуществлялось не от генератора, а от магнето, поэтому на "Я-3" пришлось использовать ацетиленовые, а не электрические фары, сигнал-гудок с резиновой грушей, а запускать двигатель пусковой рукояткой. Чтобы 30-сильный силовой агрегат мог таскать "махину", весящую вместе с грузом 7,5 тонн (что было вдвое больше, чем масса "АМО-Ф-15" с полной нагрузкой), главный конструктор "Я-3" Владимир Данилов был вынужден использовать классическое правило механики: "чтобы выиграть в силе тяги, нужно пожертвовать скоростью". Для этого передаточное отношение главной передачи он увеличил вдвое по сравнению с "АМО-Ф-15". "Яшка" был далеко не скороходом, он еле-еле развивал скорость 30 км/ч, зато легко преодолевал крутые подъемы, грязь, рыхлый снег. Правда, он отличался завидным аппетитом, "кушая" около 40 литров бензина на 100 км. пути, тогда как иностранные трехтонки тех лет расходовали на 5 - 7 литров меньше.
Я-3
Редуктор заднего моста был выполнен двойным: в него входила пара конических и пара цилиндрических шестерен, все они были сделаны прямозубыми и во время работы издавали характерный гул. Амортизаторов не было и в помине, поэтому при движении по булыжным дорогам, которых тогда в СССР было большинство, даже на относительно небольшой скорости колеса подскакивали, а деревянный кузов и кабина отзывались на эти толчки глухими стонами и поскрипыванием. Портрет "яшки" окажется неполным, если не вспомнить, что тормоза у него были только на задних колесах, а их привод был механическим. Представьте себе, какой силищей должен был обладать шоферюга, чтобы "взнуздать" такие "невероятно" жесткие тормоза, орудовать тяжелой "баранкой", выжимать далеко не легкую педаль сцепления. Поэтому не удивительно, что в открытой всем ветрам, сработанной из дуба и отлакированной кабине этого автомобиля, как правило, восседали "водилы" могучего телосложении и комплекции. До и сам грузовик производил неизгладимое впечатление, когда двигался по булыжному шоссе на колесах с шинами диаметром больше метро, натужно рыча мотором и поблескивая латунным радиатором. Когда такой грузовик "котил" по деревенской дороге, куры и утята разбегались кто куда, а в домах тряслись и даже вываливались! стекла. Тем не менее далеко не все грузовики тех лет отказывались от монолитных шин-грузолент в пользу пневматиков.
Я-3
Первые два "Я-3" успешно прошли ходовые испытания по маршруту Ярославль - Ростов - Ярославль, после которых завод приступил к их серийному производству. На шасси "Я-3" строились пожарные-линейки и автобусные кузова вместимостью 22 место для сидения. Три таких автобуса в 1927 - 1928 годах курсировали по Москве. Всего с 1925 до середины 1928 года изготовили 160 "яшек". Ярославский грузовик нуждался в более мощном двигателе, чем движок от "АМО-Ф-15", поэтому, когда были отпущены деньги для закупки заграничных моторов и коробок передач, появилась модернизированная модель "Я-3" - "Я-4" грузоподъемностью 4 тонны с немецким двигателем "мерседес" мощностью 70 лошадиных сил.
Я-3
Затем на завод стали поступать американские двигатели "Геркулес-УХС", мощностью 93 л.с, а следующая модель "Я-5" выпускалась уже с закрытой кабиной, новым радиатором, электрическими, а не ацетиленовыми, как раньше, фарами. Всего в этой новой ма шине было сделано несколько десятков усовершенствований. Серийное производство "Я-5" началось с 1929 года. "Очень выносливый, надежный грузовик", - говорили о машине шоферы. Сегодня можно снисходительно смотреть на этого "тяжеловоза". Но в|зять хотя бы ручной тормоз на трансмиссию, который на "Я-5" был дисковым, - новинка по тем временам. Как и все его предшественники, "Я-5" имел редуктор заднего моста, состоящий из двух прямозубых конических и двух цилиндрических шестерен. Машина расходовала 43 - 44 литра бензина на 100 км. пути, под стать ее аппетиту была и емкость бензинового бака - 177 литров.
Я-3
В 1931 году Ярославский автозавод стал пионером производства в СССР трехосных грузовиков. "ЯМО", которые могли перевозить 10 тонн груза. Из конструктивных особенностей этой машины отметим демультипликатор в трансмиссии. На следующий год появился экспериментальный 4-х осный "ЯГ-12" со всеми ведущими колесами. Основной моделью, однако, по-прежнему оставалась серийная двухосная пятитонка. Именно эти автомобили в дальнейшем значительно изменились конструктивно. И хотя большая часть их оснащалась двигателями "АМО-З" мощностью 60 л.с., и "ЗИС-5" около 73 л.с., несколько машин получили в 1934 году дизели "Коджу" мощностью 87 лошадиных сил. Освоить совершенно новые модели "ЯГ-7" с 80-ти сильным карбюраторным двигателем и "ЯГ-8" с 90-сильным дизелем помешала начавшаяся в 1941 году ВОв. Автомобили из Ярославля всегда выглядели внушительно. Крепко сложенные, с угловатыми формами, они напоминали покладистого медведя, который с давних времен являлся гербом древнего Ярославля. Много автомобилей "Я-5", "ЯГ-6" и "ЯГ-1О" верой и правдой служили до середины 1960-х годов. Они безупречно работали в тяжелейших дорожных условиях, "израсходовав" за свою жизнь 3-6 двигателей; пробег некоторых из них превысил свыше 500 тысяч километров.


Источник: http://truck-auto.info
Категория: ЯАЗ | Добавил: N_ikola_S-Admin (27.08.2011)
Просмотров: 957 | Теги: яаз, ярославский авто завод, грузовик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения, сообщите нам и нарушение будет устранено.