Немецкий концерн MAN занимает одну из лидирующих позиций в мире по производству автобусов разного назначения. В его модельном ряду есть как туристические и междугородные лайнеры, так и городские модели. Наш интерес вызвало появление городского низкопольного автобуса MAN Lion’s City (A21), который сравнительно недавно стал доступен российским перевозчикам.
На российском рынке автобусы марки MAN представлены, как правило, туристическими (Lion’s Coach) и междугородными (Lion’s Regio) моделями, о чем свидетельствует и статистика продаж. Что же касается городских версий, наподобие Lion’s City, то к нам они практически не поставлялись (речь идет о новых машинах). И вот, наконец, немцы решили начать освоение этой ниши рынка, которую уверенно занимают не только отечественные производители, но и производители стран ближнего зарубежья.
Напомним, семейство Lion’s City относительно молодое. Оно дебютировало в 2004 году, а во второй половине 2008‑го появились обновленные модели этого семейства. Российская премьера MAN Lion’s City (A21) состоялась в сентябре текущего года на втором автотранспортном фестивале «Мир автобусов — 2009», который проводился в подмосковной Коломне и целиком был посвящен общественному транспорту. Буквально через две недели после данного мероприятия нам удалось взять новоиспеченный автобус, пока еще единственный в России, на тест для более детального знакомства.
Итак, перед нами низкопольный городской лайнер MAN Lion’s City (A21) с задним расположением силового агрегата. При длине 12 м смотрится модель эффектно. Можно безошибочно узнать родословную, в которой отчетливо просматриваются европейские корни. Огромное ветровое стекло начинается практически сразу над головной оптикой машины. Чуть ниже стильная передняя панель. Фары головного света выполнены не точечной оптикой, как у некоторых конкурентов, а собраны в блок. Под ними указатели поворотов и место для установки противотуманных фар. Зеркала заднего вида установлены следующим образом: правое спускается с крыши на манер «муравьиных усиков», а левое жестко закреплено на передней стойке кузова. Из-за высоких окон Lion’s City обладает непривычно большим остеклением пассажирского салона, хотя в этом нет ничего удивительного, ведь машина изначально проектировалась для городских маршрутов.
Кузов вагонной компоновки вы- полнен несущим, цельнометаллическим. Чтобы в значительной мере решить проблему коррозии, в отделке бортов, крыши, ступенек и колесных арок использован оцинкованный лист. Кроме того, кузов имеет тектиловое антикоррозионное покрытие.
Вход в салон открывают три двухстворчатые двери обкатывающего типа. В Европе постоянно ужесточаются требования безопасности, поэтому на MAN Lion’s City установлены так называемые компьютерные двери с системой, предотвращающей защемление пассажиров. То есть над каждой дверью висит специальный блок, который отслеживает процесс открытия и закрытия дверей, измеряя углы поворота в реальном времени, а также усилие, прикладываемое при закрывании дверей. Если, например, при закрытии появилось препятствие, независимо от того, сработала мягкая кромка или датчик угла поворота, дверь откроется. Но если при открытии/закрытии двери чья-либо нога попадет в зону действия механизма, то отключится подача воздуха, дверь останется в фиксированном положении, и открыть ее можно будет только вручную. Повторное включение дверей осуществляется водителем.
MAN Lion’s City выполнен полностью низкопольным, поэтому вход в салон одинаково удобен в любую из трех дверей. При задействовании системы книлинга высота входных ступенек по всей правой стороне становится еще меньше, что существенно облегчает вход/выход пассажиров, особенно преклонного возраста. Для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата автобус штатно оснащается откидным трапом, а на накопительной площадке предусмотрен откидной поручень, с помощью которого можно зафиксировать инвалидную коляску.
Автобус способен взять на борт до 109 пассажиров, при этом мест для сидения 29. Салон выполнен в классическом стиле. В материалах отделки присутствует пластик светлого цвета, который не только радует глаз, но и приятен на ощупь. Напольное покрытие износостойкое, с абразивом. В передней части салона установлены пять полуторных кресел с откидными подлокотниками, которые в основном предназначены для пассажиров с ограниченными возможностями. В средней части городского лайнера просторная накопительная площадка. Как мы уже говорили, пол у машины ровный, причем не только в передней и средней частях салона, но и сзади, поэтому пассажиры могут беспрепятственно передвигаться по всему автобусу. Единственная пара ступенек ведет на последний ряд сидений. Пассажирские сиденья имеют тканевую обивку и вполне комфортны. Форма поручней, на наш взгляд, удобна, их количество достаточно. Подобной компоновки удалось добиться за счет того, что двигатель смещен максимально влево и расположен горизонтально.
Кондиционер для данной модели Lion’s City находится в списке дополнительного оборудования, поэтому вентиляция салона осуществляется с помощью форточек, а также через аварийные люки в крыше. Последние имеют электрический привод и могут открываться, занимая одно из трех фиксированных положений, в результате чего их можно настроить как на вытяжку, так и на приток воздуха. Для эксплуатации в зимний период есть мощный автономный отопитель и отопитель в передней части салона. Для того чтобы пол не превратился в каток, по его периметру установили несколько конвекторов, кроме того, стеклопакеты на MAN Lion’s City двойные. Все это говорит о том, что данный автобус может работать на маршрутах при температуре до –35 ºС.
Как и на многих европейских автобусах, кабина водителя открытая. От пассажиров ее отделяют лишь небольшая открываемая перегородка справа и сплошное остекление сзади. Хорошо это или плохо? В принципе, водитель городского автобуса должен быть с пассажирами как бы заодно и держать ситуацию в салоне под контролем. Но есть и обратная сторона медали. Во-первых, невоспитанных пассажиров у нас предостаточно; во-вторых, рядом с водителем находится постоянно открывающаяся дверь, а это сквозняк. И если первая проблема вполне решаема — водитель может сам дать отпор надоедливым пассажирам, то вторая имеет более актуальное значение — здоровье самого водителя. За смену входная дверь открывается сотню раз, температура в салоне постоянно меняется, поэтому простудиться водителю — пара пустяков. Но и эта проблема решаема, перегородку можно заказать за отдельную плату.
Тем не менее эргономика рабочего места водителя соответствует нормам. Все основные джойстики и тумблеры управления находятся под рукой, доступ к ним не вызывает сложностей. Панель приборов вынесена от ветрового стекла к водителю.
Городской автобус оснащен дизельным рядным 6‑цилиндровым силовым агрегатом MAN D 2066 LUH 21, соответствующим экологическим нормам Euro 4. Его объем 10,5 литра. Мощность составляет 270 л. с. Как мы уже говорили, двигатель расположен сзади, горизонтально. В качестве трансмиссии используется 6‑ступенчатая гидромеханическая КП ZF 6HP554 с встроенным ретардером.
Самое время перейти к более тесному знакомству. Удобно устроиться за рулем поможет водительское кресло с подогревом и огромным количеством регулировок. Даже спинка двойная, поэтому найти оптимальную посадку сможет водитель любого роста и телосложения. Обзорность с места водителя великолепная благодаря большому остеклению машины и двухсекционным зеркалам заднего вида с обогревом и электрическим приводом. Наличие салонного зеркала справа над головой водителя и круглого, закрепленного у средней двери, позволяют контролировать вход и выход пассажиров изнутри.
Запускаем двигатель. Стоит заметить, что опускание кузова (книлинг) происходит независимо от того, открыты двери или нет, а вод подъем осуществляется строго по закрытии всех дверей. Включаем тумблер управления гидромеханической трансмиссии в положение D, начинаем движение. Управлять 12‑метровой машиной легко и удобно, главное почувствовать ее габариты. Автобус легко вписывается в повороты любой разумной кривизны. Конечно, не последнюю роль здесь играет низкий центр тяжести. Раздражающие вибрации на кузове отсутствуют. Шум двигателя на месте водителя едва слышен, но даже сидя на заднем сиденье, непосредственно над ним, рокот мотора можно назвать умеренным.
MAN Lion’s City оснащен зависимой пневматической подвеской: впереди установлены два пневмобаллона, сзади четыре. Поэтому замечаний к плавности хода городского автобуса нет, да их и быть не может. Эффективное торможение обеспечивает пневматическая тормозная система с электронным управлением, в которой обязательно наличествуют ABS и EBS. Кроме того, уже упоминаемый ретардер позволяет мягко притормаживать, что в значительной степени уменьшает износ тормозных накладок. Табун из 270 «лошадей» уверенно разгоняет машину, и за короткий отрезок времени мы достигаем максимальной скорости, которая ограничена здесь значением в 85 км/ч.
Автобус произвел очень хорошее впечатление. По крайней мере, во время знакомства нареканий к нему не возникло. Lion’s City построен на высоком техническом уровне и отвечает всем необходимым требованиям. Кроме того, он прошел сертификацию и все необходимые испытания и полностью готов выйти на маршрут. Единственным недостатком, наверное, будет цена, которая начинается с 250 000 евро. С такой цифрой непросто будет конкурировать на рынке среди одноклассников, например российского производства. Успокаивает одно — добротный продукт изначально не может стоить дешево.
Обратите внимание
ПРАКТИЧНО. В стандартное оснащение автобуса входит откидной трап для инвалидных колясок.
ОРИГИНАЛЬНО. Огромная красная кнопка находится на месте педали сцепления. При ее нажатии включается микрофон.
Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения,
сообщите нам и нарушение будет устранено.