В 2001 году с конвейера в Нефтекамске сошел первый автобус. С тех пор сделано очень много. Сейчас производство автобусов на НефАЗе представляет кардинально новый и не один автобус, а полноценный модельный ряд — городской, междугородный и автобус туристического класса. Все автобусы нового модельного ряда собраны на основе модулей производства европейской корпорации vdl, а качество сборки — на уровне мировых лидеров, производящих автобусы.
Прежде чем начать разговор о новой серии автобусов НефАЗ-VDL, немного истории Нефтекамского автозавода. В нашей статье речь пойдет о производстве, которое было основано в 1977 году в качестве спутника автозавода КамАЗ. Точнее, завод начал свою деятельность как «Нефтекамский завод автосамосвалов». Производство было поставлено на поток, и уже в 1982 году с основного конвейера сошел 100‑тысячный самосвал на базе КамАЗа. В 1993 г. завод стал открытым акционерным обществом «Нефтекамский автозавод» и начал развивать переоборудование полноприводных шасси КамАЗа с производством на их базе вахтовых автобусов; автоцистерн, прицепов и полуприцепов-цистерн; прицепов и полуприцепов общего назначения. В 2000 г. руководство автозавода приняло «Программу освоения пассажирских автобусов на шасси КамАЗ», и уже в декабре того же года покупателям представили автобус городского типа НефАЗ-5299. Сейчас автобусы из Нефтекамска уверенно занимают треть автобусного рынка среди продукции отечественных производителей.
Теперь о наших подопечных. Общего в автобусах НефАЗ-VDL много. Это и силовые модули европейского производства, и схожесть конструкторских решений. При постройке автобусов применяются современные технологии и оборудование, отвечающие самым высоким мировым требованиям. Например, окрасочные камеры, через которые проходят все автобусы, — производства OLT. Кстати, оборудование той же марки использует концерн Daimler при покраске автобусов Mercedes.
Начнем рассказ с самой комфортабельной модели — НефАЗ-VDL-52999 Mistral, автобуса туристического класса. Высокий, полутораэтажный, окрашенный белоснежной краской, Mistral походит на океанский лайнер. Огромное лобовое стекло занимает почти две трети передней части автобуса, так что в его обслуживании задействовано три «дворника». Под лобовым стеклом разместились комплекты гомофокальных фар. Оригинальное решение — использовать не популярную, применяемую везде блок-фару, а несколько отдельных фар — дальнего и ближнего света, габаритных огней, а также расположенных в бампере и находящихся ниже всех и выполненных в том же стиле противотуманных фар.
Весь первый этаж автобуса занят багажными отсеками. За счет несущего кузова и его трубчатого каркаса удалось максимально использовать место, находящееся под полом пассажирского салона. Самый большой отсек находится в пределах базы между передней осью и дверью, расположенной посредине автобуса. Его дополняет множество малых отсеков, находящихся везде, за счет этого емкость места под багаж составляет 12 м3. Продуман и доступ к ним: для открытия требуется минимум места за счет того, что закрывающие их панели сдвигаются вверх, а не откидываются на петлях на манер «крыльев».
Две входных одностворчатых двери расположены по классическим канонам автобусостроения такого класса: одна дверь в переднем свесе, напротив места водителя, вторая — посредине автобуса. Когда находишься в салоне этого великана, не покидает ощущение домашнего уюта. Пассажирские кресла с регулировкой наклона спинки удобны, и при проведении в них не одного часа пути не возникнет дискомфорта. За микроклимат в салоне отвечает кондиционер Thermo KingCRT 2 Export Clima Air 2 с функцией отопления мощностью 27 кВт (конвекторная система отопления). К услугам пассажиров аудио-видеосистема Blau- punkt. Есть биотуалет — атрибут автобусов, совершающих дальние путешествия. За рулем этого гиганта действительно ощущаешь себя капитаном. Обзорность с места водителя прекрасная. За счет посадки в водительском кресле автобуса выше среднего видно далеко вперед, а зеркала заднего вида, спускающиеся на кронштейнах с крыши, позволяют увидеть максимум того, что находится позади водительского места. Обзорности способствует и то, что на кронштейнах установлено сразу несколько зеркал, по три на каждом.
Панель приборов консервативна. Она в принципе одинаковая для всех автобусов серии НефАЗ-VDL, различается только наличием выключателей бортовых систем или приборов — специфических функций для определенной модели автобуса. Панель визуально можно разделить на три части, каждая из которых развернута к водителю. На боковых частях множество выключателей бортовых систем автобуса: тахограф и управление аудиосистемой. В центральной части комбинация приборов с информационным табло в середине. Из привычных приборов остались аналоговые указатели спидометра и тахометра, а также остатка топлива в баке и температуры двигателя. Остальную информацию о бортовых системах можно узнать из показаний контрольных ламп или из информации, которая выводится на табло. Относительно оснащения рабочего места водителя — все по высшему классу. Кресло имеет собственную подвеску и ремень безопасности, вмонтированный в высокую спинку. Рулевую колонку тоже можно подстроить, воспользовавшись регулировками наклона и высоты рулевого колеса. Руль с надписью «VDL» удобен, и при правильном расположении в центральный сектор просматривается вся комбинация приборов. Рычаг переключения КП расположился в основании водительского кресла.
Несущий кузов автобуса требует отдельного внимания. К проблеме борьбы с коррозией подошли основательно. Трубчатый каркас обрабатывается изнутри антикоррозионными составами, а внешние панели частично выполнены из нержавеющего листа и пластика. Если точнее, боковые панели — из нержавеющего листа, колесные арки, крыша, передняя и задняя маски автобуса — из пластика. Данное решение антикоррозионной защиты кузова взято за правило и применено на всех моделях автобусов серии VDL. Расположение силового агрегата классическое, в заднем свесе автобуса. Моторный отсек скомпонован грамотно и компактно. Провести То и осмотр легко. Рациональность в моторном отсеке легко объяснима, если вспомнить европейские корни силовых модулей, на которых основан автобус. На «турист» устанавливается современный дизель DAF XE315C объемом 12,58 л. Рядный шестицилиндровый мотор выдает крутящий момент 1950 Нм при 1500 мин-1 и отвечает нормам Euro 3. Моторный отсек согласно современным требованиям по предотвращению пожаров оснащается автономной системой пожаротушения. Современный двигатель работает в паре с механической 6‑ступенчатой коробкой передач GO 190. Остановить нашего гиганта дисковым тормозам помогает замедлитель Voith R115. Подвеска у автобуса пневматическая, с электронным управлением. Отдельно отметим решение проблемы, связанной с установкой и обслуживанием аккумуляторных батарей. Аккумуляторный блок находится в переднем свесе автобуса, снаружи, под рабочим местом водителя и закрыт от внешней среды. Для облегчения монтажа он закреплен на подвижном кронштейне, одно легкое движение — и две тяжеленных батареи оказываются полностью на улице. Это удачное решение применено на всей серии.
При первом же взгляде на междугородный НефАЗ-VDL становится понятно, что за представитель из данной серии находится перед нами. Хоть по высоте междугородный автобус и выше городского всего на 18 см, завышенная нижняя линия остекления салона делает автобус визуально значительно выше. Соответственно высоте уменьшился объем багажных отсеков — до 6,45 м3. Доступ к багажному отсеку закрывают люки, которые откидываются на петлях вверх, но это уже не настолько критично, как в случае с туристическим автобусом, поскольку их размер невелик.
Лобовое стекло большое, но все-таки не как у «большого брата». Передняя светотехника все так же раздельная, но располагается по-иному. Все шесть ее компонентов находятся на одинаковой высоте от дороги, на одной линии. Пропал кронштейн зеркала заднего вида с водительской стороны, теперь зеркало крепится непосредственно к левой стойке лобового стекла. Вход в салон схож с входом в туристический автобус. Двери похожие — две одностворчатые, вот только количество ступенек значительно уменьшилось. Сиденья вроде бы те же, ан, нет. На спинках сбоку появились ручки и пропали откидные столики. По всей длине салона по верху растянулся ярко-желтый поручень. Высота салона тоже значительно уменьшилась. Оснащение водительского места то же, только кресло изменило кожаную отделку на матерчатую. Но это нисколько не отразилось на комфорте. Незначительно изменилась обзорность. Кардинальных изменений в оснащении водительского места в сравнении с туристической версией нами замечено не было. Расположение силового агрегата такое же, в заднем свесе. Двигатель чуть меньшей мощности DAF PR265C (Euro 3), который развивает 360 л.с. Механическую коробку передач сменила автоматическая ZF HP604C. Городская модель автобуса выглядит иначе, нежели ее «собратья». Еще при взгляде спереди просматривается схожесть городской версии с междугородной. Все такое же большое лобовое стекло, схожее расположение передней светотехники. Но все-таки отличия заметны и спереди — это информационное табло, находящееся за лобовым стеклом сверху. Площадь остекления салона значительно увеличилась, широкие дверные проемы сменили узкие. Вход в салон закрывают три двери. При входе через двери, находящиеся в передней части автобуса и посредине, не приходится подниматься по ступеням, потому как автобус в передней части низкопольный.
Когда находишься в салоне, особенно спереди, не покидает чувство открытого пространства. Благоприятно влияет то ли достаточная высота салона, то ли большая площадь остекления. Высокие сиденья, которые мы видели на двух предыдущих версиях, сменили менее комфортные и более практичные. Оно и понятно. А вот отказаться от части сидений в передней части автобуса в пользу создания здесь накопительной площадки мы посчитали бы более рациональным. Потому что пассажировместимость — более важный фактор для городского автобуса. В салоне значительно увеличилось количество поручней, теперь они буквально везде. Вертикальные поручни спускаются сверху к каждой спинке сидений, и на каждом установлена кнопка сигнала остановки по требованию. В дополнение к поручням есть удобные подвесные ручки из мягкого пластика.
Место водителя отгорожено от общего салона перегородкой, которая в верхней части прозрачная. Об обстановке в салоне, а еще важнее — на площадках перед дверьми водитель может узнать из салонного зеркала и отражающихся в нем больших сферических зеркал, установленных рядом с каждым дверным проемом. В моторном отсеке различий особо не увидишь: грамотно скомпонованные агрегаты и схожий внешне двигатель DAF. Дизель еще немного потерял в мощности — до 310 л.с. Снижение мощности было совмещено с увеличением передаточного числа главной передачи. Рациональное решение: снизить расход топлива и, соответственно, количество отработавших газов. Современный дизель DAF PE228C работает в паре с автоматической КП ZF 6HP592C. В плавности хода сомневаться не приходится, так как подвеска у городской модели, как и у его братьев, пневматическая, с электронным управлением. Подводя итог нашему знакомству со всеми автобусами серии НефАЗ-VDL, еще раз отметим высокое качество сборки. Это касается как внешних кузовных панелей, так и отделки салона, независимо от модели автобуса. Кстати, силовые модули, на которых собраны автобусы, уже заслужили себе доброе имя за то непродолжительное время, которое автобусы находятся в эксплуатации.
Технические характеристики
Автобус
НефАЗ-VDL-52999
НефАЗ-VDL-52996
НефАЗ-VDL-52997
Число посадочных мест
55 + экскурсовод + водитель
59 + экскурсовод + водитель
33/104
Габариты (длина/высота/ширина), мм
12 760/3810/2550
13 060/3338/2535
11 990/3158/2550
Полная масса, кг
19 000
18 000
11 500
Снаряженная масса, кг
13 600
13 000
18 500
Емкость багажных отсеков, м3
12
6,45
-
Топливный бак, л
715
400
318
Модель двигателя
DAF XE315C (Euro 3)
DAF PR265C (Euro 3)
DAF PE228C (Euro 3)
Мощность, л.с. при мин-1
428/1900
360/2200
310/2200
Крутящий момент, Нм при мин-1
1950/1500
1450/1100
1275/1100–1700
Рабочий объем, л
12,58
9,2
9,2
Коробка передач
GO 190, мех., 6-ступенчатая
ZF HP604C, автомат.
ZF 6HP592C, автомат.
Передний мост
ZF
RL
75EC
Задний мост
DAF 1347HAS
ZF A-132
1347HAS
Подвеска
независимая, пневматическая, с электронным управлением
независимая, пневматическая, с электронным управлением
независимая, пневматическая, с электронным управлением
Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения,
сообщите нам и нарушение будет устранено.