Главная » Статьи » Автобусы/Троллейбусы » Самотлор |
Выход в свет© Михаил Ожерельев
Компания «Самотлор-НН» представила недавно вышедший из производства автобус среднего класса на базе шасси Iveco 65C15. Главное отличие новинки — кузов, полностью разработанный в собственном конструкторском бюро предприятия. © Михаил Ожерельев Рост пассажиропотока на внутригородских и пригородных маршрутах, а также стремление транспортных компаний к снижению себестоимости перевозок постепенно увеличивают спрос на автобусы малого класса, обладающие повышенной вместимостью. С некоторых пор небольшие автобусы, созданные в России на шасси известных зарубежных производителей, вступили в стадию активной конкуренции с отечественными «Газелями». Весомую долю в сегменте машин малого класса занимает и продукция нижегородской компании «Самотлор-НН». Одним из направлений деятельности этого предприятия является переоборудование цельнометаллических фургонов в пассажирский транспорт. © Михаил Ожерельев Широко известны выпущенные «Самотлором» микроавтобусы на базе Mercedes-Benz Sprinter, VW Crafter, Ford Transit, а также транспортные средства среднего класса на базе МАЗ и КамАЗ, но наиболее перспективное направление в работе холдинга — создание собственного производства шасси с современной агрегатной базой. Начатая в этом направлении работа с итальянской компанией Iveco уже дает конкретные результаты. Например, на прошедшей выставке «Комтранс — 2008» в экспозиции «Самотлор-НН» были представлены несколько новых моделей, созданных на базе цельнометаллического фургона Iveco Daily 50 С15. А совсем недавно из ворот опытного производства в Нижнем Новгороде вышел первый микроавтобус с модельным индексом 3242, кузов которого был полностью разработан собственным конструкторским бюро предприятия. Любопытно, что срок претворения в жизнь новой идеи, начавшейся с эскиза и увенчавшейся изготовлением опытного образца, занял в общей сложности чуть больше пяти месяцев. Чем же необычен новый автобус? При первом знакомстве внешний вид автобуса выглядит спорным. Снаружи новинка задумана экстравагантно: набор отдельных элементов головного освещения в передней маске, гармонично дополненный плавными переходами от боковых панелей к сплошной задней стенке, придает высокому автобусу своеобразный шарм. Бесспорно, это плоды серьезной дизайнерской работы. И в то же время некоторую дисгармонию создает излишняя глубина колесных арок, вызванная несоответствием ширины надстройки и колеи передних колес. С виду автобус кажется значительно шире шасси, а между тем этот недостаток с лихвой компенсируется увеличенными размерами комфортабельного салона. К слову, обращают на себя внимание и углубленные в юбке бампера противотуманные фары, играющие роль эффективного дополнения к основному освещению, а вот передние указатели поворотов, выполненные в виде узких горизонтальных полосок, вероятно, могут вызвать вопросы при прохождении сертификации. Впрочем, конструкторы в случае необходимости готовы внести изменения в форму и расположение световых приборов. Имеющееся в арсенале уникальное оборудование позволяет быстро подстраивать производство под новые модификации. © Михаил Ожерельев Специалисты опытного производства пояснили, что основой конструкции созданного кузова является силовой каркас, сваренный из стальных труб прямоугольного сечения. Для защиты от коррозии металл покрыт фосфатирующим грунтом, а для предотвращения образования конденсата в закрытых полостях просверлены отверстия. Все наружные панели изготовлены из пластика. Они соединяются с металлическим каркасом при помощи клея. Аналогичным способом на своих местах в пластиковых панелях фиксируются и стекла. Интересна конструкция крыши. Она представляет собой усиленную составную панель, основная задача которой — сдерживать динамическую нагрузку при опрокидывании. К слову, для автобусов это один из основных тестов, предусмотренных при проведении сертификационных испытаний. Представленная модель автобуса в первую очередь предназначена для пригородных перевозок. Этим обусловлено большое количество посадочных мест. На удобных сиденьях в салоне может разместиться 31 пассажир, а общая пассажировместимость — 37 человек. В потолке высотой два метра расположены два прозрачных вентиляционных люка, используемых также в качестве аварийных выходов, а в холодную погоду просторный салон обогревается с помощью независимого жидкостного отопителя Webasto. © Михаил Ожерельев Несмотря на то, что в автобусе две двери, для входа и выхода пассажиров используется только передняя, а задняя является аварийной. Перемещаясь с помощью электрического механизма вдоль кузова, основная дверь освобождает достаточно широкий проем, за которым расположена пара невысоких ступенек. Этой же дверью пользуется и водитель, но в отличие от ближайшего конкурента — автобуса Real, в «Перспективе» (так назван новый автобус) доступ к рабочему месту ничем не ограничен. А вот задняя дверь салона открывается только вручную, но следом автоматически опускается дополнительная ступенька, облегчающая выход пассажиров. Упомянув о рабочем месте водителя, необходимо отметить великолепную обзорность, достигнутую благодаря большой площади остекления и внушительным размерам зеркал заднего вида, а уже знакомая приборная панель, позаимствованная у Iveco Daily, осталась без изменений. © Михаил Ожерельев Используемое в автобусе шасси классической компоновки (база 4750 мм) представляет собой самую крупную версию из модельного ряда Iveco Daily. Конструктивным доработкам оно не подвергалось, и благодаря этому автомобиль может быть принят на обслуживание любой сервисной станцией Iveco. Передняя независимая подвеска имеет упругий элемент в виде торсиона, а в задней, зависимой, используются два пневмобаллона. Такое сочетание позволяет иметь улучшенную плавность хода в сравнении с конкурентами. Управление пневматической подвеской электронное, но в качестве источника сжатого воздуха используется автономный электрический компрессор. Любопытно, что во время работы этот узел издает звук, похожий на накачивание шин портативным компрессором. С помощью электроники заднюю часть автобуса можно при необходимости приподнять или, наоборот, опустить, используя соответствующие клавиши на панели приборов. А вот расположение электронного блока управления пневмоподвеской показалось нам неудачным. Он закреплен на нижней поперечине кузова в непосредственной близости от заднего моста и, на наш взгляд, уязвим для сырости и грязи. Вероятно, в будущем этот электронный блок все же переместится в более защищенное место. © Михаил Ожерельев Достойны внимания и другие элементы шасси. Реечный рулевой механизм, удачно компонующийся с независимой подвеской, снабжен гидроусилителем. Привод рабочей тормозной системы у автобуса гидравлический, а механизмы всех колес дисковые. В базовом оснащении автобуса присутствует система ABS, а сдерживать скорость на затяжных спусках тормозной системе помогает электромеханический замедлитель, управляемый подрулевым переключателем. Заглянув под капот, можно увидеть уже знакомый по другим моделям Iveco Daily силовой агрегат — четырехцилиндровый турбодизель F1C объемом 3,0 литра с максимальной мощностью 176 л.с. Двигатель агрегатирован с 6-ступенчатой автоматизированной механической КП. Педаль сцепления в данной комплектации отсутствует. Для начала движения достаточно переместить рычаг управления КП вперед и после индикации на табло включенной передачи плавно нажать на педаль акселератора. Далее передачи можно переключать как в ручном, так и в автоматическом режимах. Надо отдать должное организаторам презентации, которые предоставили возможность не только осмотреть новый автобус, но и испытать его на дорогах полигона, принадлежащего Горьковскому автозаводу. В ходе испытаний машина периодически съезжала с ровного дорожного полотна на булыжное покрытие, но подвеска достойно справилась со сложной задачей. Проехав затем часть маршрута на автобусе с рессорной подвеской, можно было ощутить существенную разницу. Устойчивость автомобиля проверили на виражах. Благодаря четкой работе переднего и заднего стабилизаторов крены у автобуса высотой 2,85 м в салоне почти не ощущались. Итак, новая модель создана. Вслед за изготовлением первого образца пройдут сертификационные испытания, а серийное производство планируется начать ближе к концу года на мощностях НПП «Семар» в непосредственной близости от сборочного производства Iveco Daily. Вероятно, у новой модели вскоре появятся и различные модификации, которые вместе с базовым исполнением будут по достоинству оценены отечественными автоперевозчиками. Конкуренты самотлор-нн «перспектива»: Real, «Богдан» А-09212. Достоинства и недостатки + Высокий уровень комфорта, отменная плавность хода и хорошая динамика. - Неудачное расположение блока управления пневмоподвеской. Технические характеристики Число пассажирских сидений - 31 Снаряженная масса, кг - 4644 Полная масса, кг - 7200 Габариты (длина/ширина/высота), мм 8580/2460/3050 Двигатель дизельный, 4‑цилиндровый, с турбонаддувом Рабочий объем, см3 - 3000 Мощность, л.с. - 176 Крутящий момент, Нм при мин-1 - 400/1250 Коробка передач - механичекий, 6‑ступенчатая, с автомат. управлением Подвеска передняя - независимая, торсионная Подвеска задняя - зависимая, пневматическая Михаил Ожерельев Журнал «Автопарк» Источник: http://www.park5.ru/ | |
Просмотров: 1936 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |