- Scania OmniExpress
- ГАБАРИТНАЯ ДЛИНА: 12,4 м
- НАЧАЛО ПРОДАЖ: 2008 г.
- ЦЕНА: 260 000 евро
Компания Scania уверенно занимает значительную часть рынка продаж импортной тяжелой грузовой техники на российском рынке. По нашим дорогам колесит не одна тысяча самосвалов, тягачей и фургонов скандинавского автопроизводителя, чего не скажешь об автобусах, производимых под этой маркой. Именно поэтому мы решили познакомить читателей с новой модельюмеждугороднего автобуса Scania OmniExpress.
Однозначно назвать междугородним OmniExpress нельзя. Эта серия, с учетом многочисленных модификаций, а также пожеланий клиентов, может достаточно широко варьироваться: как по назначению, так и по количеству перевозимых пассажиров, а заодно и их багажа. В общем — от использования на пригородных маршрутах до применения в качестве туристических лайнеров. При этом меняются и основные характеристики автобуса: габариты — длина от 12,4 до 14,9 м, высота от 3,4 до 3,6 м; количества осей (2‑ или 3‑осные); мощность силового агрегата (от 270 до 480 л. с.).
Для знакомства на тест мы взяли автобус в одной из самых простых, почти базовых комплектаций. Лишенный всяческих изысков, присущих туристическим лайнерам, его салон готов взять на борт 51 пассажира. Выполнив желание клиента, компания Scania установила на него двигатель увеличенной мощности (в сравнении с базовой комплектацией) и АКП Opticruise. Все это сделано с единственной целью — наиболее полно отвечать пожеланиям клиента. Основной работой данного автобуса является доставка служащих из города к месту работы, что-то вроде пригородной развозки. Однако заказчик не исключает возможности использования данной машины для перевозки персонала на дальние расстояния. Вот где полностью потребуются водителю мощный «сканиевский» двигатель и автоматическая коробка передач.
Дизайн автобуса консервативен, но взглянув на него, можно точно определить его родословную, в которой отчетливо просматриваются европейские корни. Большое лобовое стекло, начинающееся почти сразу над головной оптикой автобуса, такие же большие зеркала заднего вида, окрашенные в цвет кузова и спускающиеся с крыши на манер «муравьиных усиков». Достаточно оригинально выглядит компонентная головная оптика, состоящая из четырех отдельных элементов с каждой стороны.
Боковины автобуса почти лишены дизайнерских изысков. Прямоугольные стеклопакеты пассажирского салона да прямые линии, образованные люками багажного отсека. Оживляет это засилье прямых линий разве что выгнутая дугообразная стойка, визуально отделяющая кабину водителя от пассажирского салона. С недавнего времени этот дизайнерский прием появился у многих европейских производителей автобусной техники.
Кузов автобуса изготовлен в Финляндии заводом Lahden. В его основе сварные металлические профили, которые впоследствии защищаются от коррозии специальным составом. Передняя и задняя маски выполнены из стеклопластика, а для боковин автобуса используется сталь. Люки багажного отсека алюминиевые. Судя по перечисленному выше, автобус имеет достаточно хорошую антикоррозионную стойкость, что является немаловажным фактором для России.
Вход в салон открывают две одностворчатые двери: в переднем свесе и в пределах колесной базы. К достоинствам достаточно широкого дверного проема стоит отнести как маркировку ступеней, так и весьма важную опцию — обогрев первой ступеньки. Сделано это для предотвращения образования наледи на подножке. По желанию заказчика второй дверной проем может быть оборудован подъемником для инвалидных колясок.
Пассажирский салон выглядит достаточно просторным. Потолочные и боковые панели изготовлены из серого немаркого пластика. Пассажирские кресла производства финской фирмы Lahden выполнены синими, что в совокупности с бело-лунным освещением салона смотрится гармонично. Над сиденьями пассажиров находятся багажные полки, край которых одновременно служит и поручнем. За температуру в салоне отвечает современная система кондиционирования, расположенная на крыше автобуса. Обогрев обеспечивает конверторная система отопления. Тепло поступает как из системы охлаждения двигателя, так и от автономного отопителя Webasto.
Как уже было сказано выше, наше исполнение автобуса было лишено всяческих излишеств. Вместе с тем, по желанию заказчика в салоне могут быть установлены туалет, мини кухня и аудиовидеосистема. Рабочее место водителя организовано грамотно, а в исполнении панели приборов мы отметили наличие тех же элементов, что и у грузовиков Scania. Переключатели бортовых систем находятся вокруг водительского кресла на расстоянии вытянутой руки. Рулевое колесо то же, что и на грузовиках. Показания приборов отлично читаются. В дополнение к контрольным лампам и циферблатам тахометра и спидометра в правой части панели приборов имеется информационное табло, на которое выводится наиболее актуальная информация на русском языке. Несмотря на базовую комплектацию, в правой части панели приборов находится значительных размеров (35 литров) холодильник.
В автобусах серии OmniExpress используются двигатели, аналогичные тем, что устанавливаются на грузовиках Scania. В нашем случае это двигатель DC 1213 мощностью 380 л. с., отвечающий стандарту Euro 4. Соответствовать высоким экологическим требованиям позволяет система рециркуляции отработавших газов Scania EGR. Мощный дизель агрегатируется с роботизированной 8‑ступенчатой КП Opticruise. В подвеске автобуса в качестве упругих элементов использованы четыре пневмобаллона, по два в переднем и заднем мостах. Необходимо заметить, что у автобуса такого класса подвеска как спереди, так и сзади выполнена зависимой. Однако уточним: у шведских инженеров в арсенале есть независимая передняя подвеска, а установка зависимой подвески в данном случае является желанием покупателя.
Можно бесконечно разговаривать о преимуществах той или иной модели, но оставим эту прерогативу менеджерам по продажам, а сами тем временем займем место за рулем. Попутно оценим один из главных параметров автобуса — эргономику рабочего места водителя. Отрегулировав под себя удобное кресло производства фирмы Irsi, а также рулевую колонку, обладающую надежным пневматическим механизмом фиксации, оглядимся по сторонам. OmniExpress обладает достаточно хорошей обзорностью благодаря значительным размерам лобового стекла. Оно снабжено электрообогревом, что является положительным моментом в наших северных широтах. Зеркала заднего вида производства Mekra дают полную информацию о ситуации позади автобуса.
Мы уже было хотели перевести селектор в положение D, но, памятуя об особенностях коробки Opticruise, вовремя спохватились. Поскольку в ее основе лежит роботизированная механическая коробка передач, шведские инженеры не стали полностью исключать сцепление, дабы придать больше надежности автоматической трансмиссии. При начале движения недостаточно качнуть джойстик управления КП в необходимом направлении. Необходимо это проделать так, как мы привыкли, — то есть с выжимом педали сцепления. Далее все происходит, как на автоматических трансмиссиях. Полная остановка, как и троганье с места, происходит с тем же алгоритмом, с выжимом сцепления.
Управлять автобусом легко. Нареканий не вызывают ни работа гидроусилителя руля, ни плавность хода. Не подтвердились опасения и в отношении АКП. Автоматическая трансмиссия полностью оправдывает свое название Opticruise, которое шведы переводят как оптимальный крейсерский режим. Переключения передач происходят плавно и незаметно для водителя. После знакомства с OmniExpress у нас сложилось о нем мнение, как о хорошем и надежном автобусе. Главным же его преимуществом перед другими является то, что симбиоз шведского шасси с кузовом из Финляндии изначально нацелен на эксплуатацию в северных широтах. А раз так, то мы считаем, что определенная популярность OmniExpress уже предопределена.
Обратите внимание
УДОБНО. Осуществлять движение назад водителю помогает камера, установленная позади автобуса.
РАЦИОНАЛЬНО. Управление АКП Opticruise находится на подрулевом переключателе.
Цена
Базовая цена, евро — 250 000
Цена тестируемого автомобиля, евро — 60 000
Сервис
Заводская гарантия — 1 год
без ограничения пробега
Межсервисный пробег, км — 30 000
Конкуренты
Hyundai Universe, MAN Lion’s Regio, Mercedes-Benz Intouro
Достоинства и недостатки
+ Возможность изготовления автобуса определенной направленности благодаря широкому выбору комплектаций.
- Относительно небольшой объем багажных отделений для использования автобуса на дальних расстояниях.
Технические характеристики
Количество мест - 51
Снаряженная масса, кг - 13 375
Полная масса, кг - 18 000
Объем багажных отделений, м3 - 5,2
Объем топливного бака, л - 500
Двигатель:
модель - DC 1213, Euro 4 (EGR)
рабочий объем, см3 - 12 000
мощность, л. с. при мин-1 - 380 при 1800
крутящий момент, Нм при мин-1 - 1900 при 1100
Коробка передач - GR875R, Opticruise
Подвеска - зависимая, на четырех пневмобалоннах
Тормоза - дисковые
Шины - 295/80R22
Максимальная скорость, км/ч - 100
Автобус предоставлен компанией «Автотрейдинг» и ООО «Скания-Русь».