Главная » Статьи » Автобусы/Троллейбусы » Scania |
Новое лицо
© Сергей Жуков и Scania CV AB Прошлогодняя выставка в бельгийском Кортрейке показала, как будут выглядеть новые автобусы Scania. Не прошло и полгода, и мы оказались на полигоне фирмы в Седертелье (недалеко от Стокгольма), для того чтобы самим убедиться в достоинствах новых машин. Минуло 10 лет с начала появления автобусов серии Omni. Много воды утекло с тех пор. Однако главным событием прошедшего времени стало полное обновление модельного ряда грузовиков Scania. Поскольку автобусы этой шведской марки на 85% унифицированы с грузовиками, внесенные в них конструктивные изменения не могли не коснуться и автобусов, что, в общем, и было сделано. К тому же предстоящее введение норм экологической безопасности Euro 4 в октябре этого года также существенным образом повлияло на ход событий. © Сергей Жуков и Scania CV AB Итак, чем отличается новое поколение автобусов от своих предшественников. Заметим, что радикальных перемен во внешнем облике не произошло. Принцип — от добра добра не ищут стал главенствующим. Скорее всего, можно говорить о косметических изменениях, направленных на следование в русле современных тенденций и достижения большей практичности при эксплуатации. В первом случае традиционные блок-фары уступили место так модной ныне среди автобусников гомофокальной оптике (под заказ устанавливается «ксенон»), во втором — переосмыслению подверглась задняя часть автобусов. Задние габаритные фонари «ушли» с крышки моторного отсека и, как и головная оптика, приобрели круглую форму. Такое решение более практично как для их обслуживания, так и в повседневной эксплуатации. Кстати, раньше они заходили на боковину, что добавляло хлопот эксплуатационникам в случае дорожных инцидентов. По иному принципу поднимается сама крышка моторного отсека: плоскопараллельный ход заменен обычным подъемом вверх. © Сергей Жуков и Scania CV AB Салон и место водителя. Пассажирский салон не подвергся сколь-нибудь существенным изменениям, а вот на водительском месте есть серьезные нововведения. Панель приборов стала более информативной и удобной в пользовании. На смену старому рулю пришел многофункционный. Добавьте к этому достаточное количество регулировок как рулевой колонки, так и водительского кресла, которые позволяют с комфортом разместиться даже очень рослому водителю. Педальный блок стал «подвесным». Двигатели. Новые 9- и 12-литровые унифицированные моторы соответствуют нормам Euro 4. Мощностной ряд 9-литрового мотора составляет 230, 270 и 310 л.с., 12-литрового — 340, 380, 420 и 470 л.с. В перспективе имеется задел для доведения их до требований Euro 5. Последние должны появиться в конце этого года. Столь жесткие требования достигнуты исключительно за счет применения системы рециркуляции отработавших газов (EGR). В силовых агрегатах мощностью до 380 л.с. включительно система EGR дополнена динамическим наддувом. В моторах мощностью 420 и 470 л.с. применен турбокомпаунд. Наличие последнего оказывается вполне достаточным для выполнения столь жестких норм. © Сергей Жуков и Scania CV AB Учитывая то обстоятельство, что новый 9-литровый двигатель, устанавливаемый на городские автобусы серии Scania OmniLink и пригородные Scania OmniLine, более компактен, компоновщики установили его вертикально. Ранее, на предшественниках, он устанавливался под углом в 60 градусов. Такое решение удобно во всех отношениях. Городские и пригородные машины с 9-литровыми моторами оснащаются новыми 5- и 6-ступенчатыми автоматическими коробками ZF. Преимущество последних — повышение крутящего момента на низких оборотах для достижения лучшей топливной экономичности. Междугородняя серия Scania Irizar InterCentury в дополнение к 5- и 6-ступенчатым автоматам (для моторов мощностью 270–340 л.с.) комплектуется 8‑ступенчатой механической КП, которая может быть «роботизирована» сканиевской системой Opticruise с ретардером. Плюсы такого исполнения очевидны: более легкое и быстрое переключение передач, меньше усилие, прилагаемое на педаль сцепления, низкая шумность, более эффективное торможение. © Сергей Жуков и Scania CV AB Для туристического автобуса Scania Irizar Century с двигателями 340 и 380 л.с. предлагается 6‑ступенчатый автомат, с мотором в 420 л.с. — 12-ступенчатая КП с системой Opticruise и ретардером. Наконец, топ-модель — Scania Irizar PB помимо того, что в дополнение к 420-сильному мотору обзавелась самым мощным силовым агрегатом в 470 л.с., оснащается исключительно 12-ступенчатой КП с системой Opticruise и ретардером. Поскольку семейство автобусов Scania слишком обширно, устроители отобрали для тестов наиболее характерные модели модификации. Так, серию Scania OmniCity представляли низкопольные автобусы с автоматическими КП. Одним из них был вариант даблдекер с правым рулем. Ряд Scania OmniLink «закрывали» одиночка и 18-метровая «гармошка». Оба автобуса были оснащены автоматами. Кроме того, можно было ознакомиться с машинами, приспособленными для работы на этаноле и сжатом природном газе. © Сергей Жуков и Scania CV AB По одной машине были представлены серии Scania OmniLine и Scania Irizar InterCentury. Первый был оснащен автоматом, второй коробкой с Opticruise. Наиболее хорошо представленными оказались туристические автобусы класса люкс — Scania Irizar Century и Scania Irizar PB. 12-метровый двухосный Irizar Century с 8-ступенчатой коробкой Comfort Shift, более солидные — 12,9- и 13,7-метровые трехосные с Opticruise. Топ-серия Irizar PB только в трехосном исполнении с Opticruise в различных вариантах по комплектации. Жалко, что за «бортом» остались городские и междугородние 15-метровые трехосные машины, а также то, что не удалось посидеть за рулем ветеранов. Однако это ни коим образом не повлияло на общий настрой тест-драйва. Опробовав в движении большую часть из представленных автобусов, с различными силовыми агрегатами и типами трансмиссий, создалось следующее представление о новом семействе автобусов Scania. © Сергей Жуков и Scania CV AB Безусловно, машины стали более комфортными в управлении по сравнению со своими предшественниками. Отличная обзорность с места водителя вне зависимости от того, на чем ты едешь в данный момент — на «низкопольнике», «гармошке» или туристическом лайнере. Удобные органы управления, достаточное количество всевозможных регулировок, хорошая читаемость показаний приборов. В общем, все до предела информативно. Несмотря на хорошо подобранную связку двигатель-трансмиссия, осталось несколько замечаний, носящих личный характер. К примеру, в роботизированной коробке Opticruise, выдержанной в идеологии Scania, а точнее в органах по ее управлению, наличествует атавизм — педаль сцепления. Практически все ведущие производители от нее отказались уже на стадии разработки аналогичных автоматизированных систем. Scania же руководствуется принципом большей сопричастности водителя к управлению транспортным средством. Насколько оправдан такой подход, в должной мере могут судить лишь водители-професионалы. Меня же, как конструктора по образованию, такой подход смущает. © Сергей Жуков и Scania CV AB Туристический автобус Irizar InterCentury с 8-ступенчатой коробкой Comfort Shift также озадачил. «Джойстик», расположенный справа на кресле, вроде бы удобен, однако требует чрезмерных усилий по его передвижению, особенно в части фиксации выбранной передачи. Для подобных конструкций всегда была характерна, куда большая легкость в управлении. Нет сомнений в том, что новое семейство автобусов Scania займет должное место в транспортном процессе, обеспечивающем пассажирские перевозки, как и в то, что некоторые из этих автобусов начнут собирать у нас в России, на заводе «Скания-Питер» Сергей Жуков Журнал «Автопарк» Источник: http://www.park5.ru | |
Просмотров: 1898
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |