Костлявая рука кризиса не ослабляет свою хватку на шее автопроизводителей. Каким образом им удается противостоять негативным процессам в экономике? Наш рассказ о выживании — на примере автобусного производства «Волжанин».
Автобусное производство «Волжанин» переживает не самые лучшие времена. Загрузка предприятия на данный момент составляет всего лишь 30%. При этом идет, что называется, настоящая борьба за выживание.
Сейчас на предприятии действует четырехдневка. Как бы ни хотелось руководству загрузить производство на семь дней в неделю, это всего лишь благие пожелания. По сути, 25 часов работы в неделю — это тот минимум, который определен бюджетом компании. Да и сроки исполнения бюджета оставляют желать лучшего. За оставшиеся 5 месяцев придется, по всей видимости, наверстывать упущенное за 8 прошедших. Начинается гонка со временем, с конкурентами, ну и борьба за победу в конкурсах на поставку техники.
Существенным фактором, повлиявшим на работу автобусного производства в России, по мнению Алексея Бакулина — генерального директора группы компаний «Волжанин», стало то обстоятельство, что в России никогда не было бешеного спроса на автобусную технику. Мы постоянно находились в борьбе то с импортом подержанных автобусов из Западной Европы, то с жутким прессингом со стороны азиатских автобусостроительных компаний или попросту с тотальным безденежьем.
Только наметился спрос на технику, причем исключительно в кредит под 30% предоплаты, как разразился кризис. Платежеспособность и, как следствие, возврат денег резко упали. Автобусостроителям же необходимо было изыскивать те самые оставшиеся 70% для исполнения уже заключенных контрактов. И это притом, что на сегодня производство автобусов полностью не соответствует тем потребностям, которые испытывают города и перевозчики.
Вот только несколько причин, приведших к такому положению вещей: свертывание программ по закупке техники, удорожание комплектующих импортного производства (из-за роста курса доллара и евро), кризис неплатежей, недоступность кредитных ресурсов как для предприятия, так и для клиентов, «кризис доверия», жесткие действия фискальных органов.
Практически каждый из перечисленных пунктов можно было бы раскрыть. К примеру, обеспечить переход на отечественную компонентную базу. Но она не то, что слабая, ее практически нет. Ко всему прочему произошло сокращение компаний, занимающихся поставкой импортных комплектующих, уменьшилась и сама их номенклатура. Никто не произвел корректировок цен, хотя многие из производителей на это рассчитывали.
Однако кризис кризисом, а для его преодоления необходимо было предпринимать какие-то конкретные действия. Одной из главных задач стало сохранение высококвалифицированного персонала. Там, где это было невозможно, вступало в действие участие в федеральных программах по переобучению персонала и участие сотрудников в программах временной занятости. Еще один кадровый ход — сокращение управленческого аппарата в два раза.
Одним из шагов на пути выхода из кризиса стало внедрение программ повышения производительности труда и снижения издержек производства. В этом же ключе было принято решение о временном снижении нормы прибыли для дилеров с целью поддержания конкурентоспособной цены на волжские автобусы.
Еще одним из решений финансовых проблем стала реструктуризация кредитной задолженности (рассрочка долга перед поставщиками и пролонгация кредитов). Участие же лизинговой компании «Волжанин» в государственной программе, предусматривающей частичное покрытие процентной ставки по лизинговым сделкам с техникой отечественного производства, позволило обзавестись неким портфелем заказов, позволяющим компании держаться на плаву.
В условиях кризиса особенно остро встает вопрос о мобильности производства, об адекватном реагировании на запросы рынка и, соответственно, предложении широкого модельного ряда. С этим на «Волжанине» оказалось все нормально. Прежде всего, обозначилось сотрудничество с ОАО «КамАЗ» в производстве доступных автобусов большого класса («Волжанин 5270/52701») на базе шасси КамАЗ-5297. Вообще говоря, тема доступных автобусов на «Волжанине» получила новое звучание. Сейчас она активно продвигается в жизнь. Например, модель малого автобуса 3290 ранее хотели собирать на площадке в Волжском. Оказалось, что в нынешней экономической ситуации более оправданной станет организация его сборки на площадке КБР в Баксане. Судите сами: от новороссийского порта до Кабардино-Балкарии рукой подать, а именно оттуда приходят индийские шасси ТАТА, на которых собирается «Волжанин 3290».
Участие в тендерах предопределило производство автобусов, не имеющих аналогов у конкурентов (автобусы специального назначения на базе моделей 5285, 6216 и «Дельфин»). Прежде всего, это передвижные офисы и штабы, мобильные медицинские центры и станции переливания крови, автобусы для перевозки людей с ограниченными возможностями, автобусы для спортивных команд и т. д. Только в этом году были выиграны конкурсы на поставку 76 специальных автобусов для Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Минздравсоцразвития и др.
Для поддержания все той же конкурентоспособной цены на «Волжанине» начались работы по организации производства собственного шасси для туристического автобуса 5285 на базе компонентов ZF и двигателя Deutz, в дополнение к автобусу собираемомуна шасси Scania.
Вот на этой машине мы и остановимся поподробнее. Сразу оговоримся: пока это только опытный образец бюджетного автобуса, который получил обозначение «Волжанин 5285.6».
Внешне машина изменилась незначительно. К слову сказать, это из области «найдите 10 отличий». Так что на этом моменте не будем заострять внимание.
При входе в автобус также трудно найти какие-либо серьезные отличия. Да, собственно, это и ни к чему делать, поскольку интерьер может быть таким, каким его себе представляет конкретный заказчик. В нашем случае планировка салона была ориентирована на обслуживание персонала частной компании. Сиденья турецкого производства без ремней безопасности оказались вполне комфортными, имеющими в качестве регулировок изменение наклона спинки сидения в достаточно скромном диапазоне. В качестве климатической системы задействована установка Thermo King. Потолочная арматура, кроме вентиляционных люков, также импортная. Обивочные материалы салона отечественные. Предусмотрено три варианта планировки салона: на 43 посадочных места (с туалетом и мини-кухней), на 45 (с туалетом без мини-кухни) и 47 (без туалета и мини-кухни). Емкость багажного отсека — 7 м3. В дальнейшем на базе этого автобуса предполагается делать модификации специального назначения — мобильный офис, штаб, передвижную библиотеку, медицинский центр и т. д. Куда более важные моменты оказались скрытыми под обшивкой автобуса. Кузов покоился на шасси собственной разработки с использованием импортной компонентной базы. Так, в качестве силового агрегат задействован двигатель Deutz BF 6M1013FC Euro 3 мощностью 286 л. с. при 2300 мин-1, который агрегатируется с механической 6‑ступенчатой коробкой передач ZF 6S1200 BO.
Рулевое управление, равно как передний и задний мосты, тоже фирмы ZF. Подвеска колес пневматическая. Тормозная система — производства Wabco.
Здесь следует отметить, что настройка шасси производилась собственными силами с использованием собственного программного обеспечения. Насколько это оказалось удачным, чуть позже. С описательной частью, похоже, все.
Поскольку посещение автобусного производства «Волжанин» всегда сопровождается возможностью опробовать технику в действии, мы не преминули этим воспользоваться и на сей раз. Памятуя о том, что это опытный образец, не стали сосредоточиваться на огрехах. Однако хотим обратить внимание разработчиков на следующие моменты. При оценке обзорности с места водителя показалось, что у исходной машины она была иной, может быть даже лучше. Скорее всего, это произошло из-за изменения конструкции зеркала заднего обзора со стороны водителя. Вместо прежних равновеликих «усов», левый изрядно подрезали, изменив место крепления и длину вылета.
В угоду размещению на панели приборов экранчика бортового компьютера тахометр крошечных размеров загнали в «непотребное» место. Нам кажется, что информация о показаниях на тахометре куда важнее, чем вспомогательные пиктограммы о давлении масла и наступлении сервисного обслуживания. Или мы мыслим старыми категориями?
И еще. Хотелось бы иметь механизм переключения передач с более четкими ходами рычага, тем более что «кочерга» получилась довольно внушительных размеров.
Разгонная динамика, курсовая устойчивость, маневрирование и тормоза не вызвали каких-либо замечаний. Машина чутко реагировала на действия водителя.
Несколько слов о подвеске, точнее о настройке шасси. В меру упругая, она заняла некое среднее положение между чрезмерной мягкостью и излишней жесткостью. Сглатывая неровности, она не вытряхивала душу и в то же время не создавала эффект морской качки. Считаем, что настройка шасси выполнена на отлично.
Впереди сертификация и одобрение типа транспортного средства. Пожелаем, чтобы все прошло без сучка и задоринки. Ну а работникам «Волжанина» — выстоять в это непростое время и воплотить задуманное, коего набралось предостаточно.
«Волжанин 5285.6»
Технические характеристики
Количество мест - 43…47+1
Снаряженная масса, кг - 13100...14560
Полная масса, кг - 18 500
Габариты (длина/ширина/высота), мм - 12 000/2550/3520
База, мм - 6040
Объем багажного отсека, м3 - 7
Двигатель:
модель - Deutz BF 6M1013FC Euro 3
рабочий объем, см3 - 7146
мощность, л. с. при мин-1 - 286 при 2300
крутящий момент, Нм при мин-1 - 1050 при 1400
Коробка передач - мех., 6‑ступенчатая
Подвеска колес (передняя/задняя) - пневматич., независимая/ пневматич., зависимая
Тормозная система электронно-пневматическая — Wabco, c ABS и ASR