Главная » Статьи » Автобусы/Троллейбусы » Волжанин |
«Волжанин» Delfin. Практикум по «клинике»© Сергей Жуков
Завод «Волжанин» завершает формирование модельного ряда автобусов созданием прототипа большого туристического лайнера, впервые представленного на выставке «КомТранс-2008». Детальное знакомство с машиной состоялось на площадке сборочного предприятия «Волжанин-КБР» близ Нальчика. Еще до появления на свет туристический автобус «Дельфин» вызывал повышенный интерес не только у прессы, но и у производителей аналогичной техники. Причина проста: создание очередного российского туристического автобуса сегмента «люкс» — событие не из рядовых, тем более что аналогичных попыток предпринималось у нас немало. Однако все оказалось на так просто, и первоначально запланированная премьера на Bus World — 2007 была отложена. Выставочный образец нам довелось увидеть лишь на «КомТрансе-2008» в Москве. © Сергей Жуков Предваряя массу вопросов на пресс-конференции, представители «Волжанина» пообещали, что в ближайшее время они организуют более детальное знакомство с машиной, причем уже со вторым ее вариантом. Обещание сдержали, и мы все оказались в Нальчике, где нам предстояло не только ознакомиться с конструкцией и устройством автобуса, но и провести небольшой тест-драйв. В этом месте самое время сделать небольшое отступление. Приглашая журналистов для знакомства с прототипом, руководство «Волжанина» в известной мере рисковало своим реноме, поскольку любой прототип является своего рода эрзацем, что в свою очередь могло повлечь целый шквал негативной критики. Однако во всем этом мог быть и положительный момент. Выслушивая замечания представителей прессы, можно понять, что воспринимается адекватно, а что весьма и весьма спорно. Кстати, есть такой термин «клиника продукта». Это когда создается некая фокусная группа (тех же журналистов, эксплуатационников, пассажиров, наконец) для оценки потребительских качеств создаваемого или созданного продукта, где высказываются замечания и пожелания разработчикам той или иной техники. Лет десять назад нечто подобное замышлялось на ВАЗе, и мы даже получили предварительное приглашение на участие в одной из фокусных групп, но тогдашнему руководству в Тольятти это показалось пустой затеей: машины и так расходились как горячие пирожки — чего зря суетиться. Так что, в известной степени, все мы стали участниками «клиники млекопитающего». © Сергей Жуков Созданию «Дельфина» предшествовал целый этап маркетинговой и технологической проработки. В качестве базовых характеристик машины менеджмент «Волжанина» выбрал такие параметры, как интеллект, дружелюбность и изящная простота форм. Эти принципы нашли отражение не только в дизайне, но и в самой философии продукта, что во многом объясняет, почему автобус был назван «Дельфином»: умное животное с идеальной формой, как нельзя лучше отвечающей среде обитания. Автобус построен по модульной схеме: передняя часть, средняя часть, состоящая из нескольких одинаковых сегментов, и задняя часть. Подобное решение позволяет с минимальными затратами проводить модернизацию или наиболее полно учитывать пожелания клиентов при создании разного рода модификаций. Пространственная решетка кузова и некоторые боковые панели сделаны из алюминиевого сплава. Использовано автобусное шасси от Mercedes-Benz. Однако «Волжанин» не планирует ограничиваться только этой комплектацией. Завод предложит несколько вариантов силовых агрегатов, мостов и других компонентов. © Сергей Жуков Во внешности машины действительно угадываются некие аналогии с дельфином: та же «лобастость», гладкие бока, рельефность в юбке (подобие прижатых к телу плавников) и, конечно же, дружелюбие во взгляде. Вместе с тем от журналистского взора не могли укрыться такие огрехи, как боковины из составных полотнищ, наскоро вклеенные окна с неаккуратной заделкой швов, некая незаконченность в характере линий, присутствующих в юбке, особенно у колесных арок. Первое предполагается устранить поставкой листового алюминия большей длины. Второе — более качественной сборкой. Ну, а третье, скорее всего, должно быть переосмысленно заново. © Сергей Жуков Салон, рассчитанный на перевозку 38–49 человек (в зависимости от планировки), просторен и уютен. Пассажирские сиденья с регулируемой спинкой имеют хорошую эргономику с приличной боковой поддержкой. Крайние сиденья при дальних поездках могут быть выдвинуты к проходу для обеспечения большего комфорта. Помимо естественной вентиляции, обеспечиваемой люками с сервоприводами, предусмотрена организация микроклимата с помощью специальной климатической установки. За дополнительную плату возможна установка видеосистемы. Багажный отсек с удобным доступом рассчитан на перевозку багажа в объеме 10,5 м3. Теперь о том, что мы не увидели или хотели бы изменить. Во-первых, силовой каркас кузова спереди имеет элемент, перекрывающий круговой обзор сидящим в салоне пассажирам. Такое решение для туристического автобуса класса «люкс» не может считаться оправданным. Жесткость обивки потолка стоит существенно переработать. Имеющийся запасный выход, в каком виде он был нам представлен, неплохо бы оснастить поручнем. Из мелочей — отсутствуют держатели занавесок на окнах, сидящим у окна трудно найти удобное положение для рук. © Сергей Жуков От чего хотят отказаться уже сами разработчики? Прежде всего, сменить некоторых поставщиков материалов и комплектующих, в частности, производителя климатической установки. К организации рабочего места водителя нареканий практически нет, поскольку использовано «мерседесовское» шасси, а также органы управления и приборная панель. Досадные огрехи касались исключительно качества сборки. Само шасси и доступ к основным его системам стоит признать вполне приемлемым для автобусов подобного класса. Правда, одну несуразную деталь нам удалось подметить. Газовые амортизаторы, применяемые при подъеме крышек моторного отсека и багажного отделения, не удалось обнаружить на передней маске. При обслуживании систем и механизмов автобуса ее снятие приходится осуществлять вручную вдвоем. © Сергей Жуков За то непродолжительное время, что нам удалось провести за рулем «Дельфина», а также попутешествовать в качестве пассажиров, выяснилось следующее. В целом шасси, оснащенное мотором мощностью 354 л.с., полностью соответствует тем представлениям о динамике, управляемости и плавности хода, которые у нас сложились о машинах подобного класса. Но… только применительно к равнинной местности. В условиях рельефа и дорог Северного Кавказа необходима совершенно иная комплектация: мощность двигателя не менее 420 л.с., в обязательном порядке ретардер. Все это, на наш взгляд, необходимо учитывать при предложении определенных комплектаций для клиентов. © Сергей Жуков Кстати, в Ганновере покажут уже третий прототип, лишенный многих из перечисленных недостатков. Практика создания сразу нескольких прототипов, хорошо вписывающаяся в концепцию статистических методов моделирования, позволяет на ранней стадии выявлять ошибки и применять оптимальные решения. Следует признать, «Волжанин» сделал не только инновационную разработку, достойную самого пристального внимания, но вдобавок провел «клинику продукта», не боясь подпортить репутацию. Что ж, следует признать — ход, достойный уважения. Конкуренты «Волжанин» Delfin: Andare 1000, НефАЗ-VDL-52999, ГолАЗ-5291 «Круиз» (Scania). Технические характеристики КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА / ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА 4х2 / задние ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ длина 12400, ширина 2550, высота 3750 КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ДЛЯ СИДЕНИЯ 38…49+1 ПОЛНАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, КГ 18000 ДВИГАТЕЛЬ «Mercedes-Benz» OM 457 LA (Euro-3) 354 л.с. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (модель, число передач) «ZF» S6-1600, механическая 6 передних + 1 задняя ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ «ZF», RL 75/ E КЛИМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «SUTRAK», AC 353 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ «ZF», 8098 ТАХОГРАФ «Kinzle» (Германия), на 2 водителя БАГАЖНЫЕ ОТСЕКИ 10,5 м3 ТОПЛИВНЫЙ БАК объем 465 л. ШИНЫ (РАЗМЕР) 295/80 R22,5 МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, (КМ/Ч) 120 Сергей Жуков Журнал «Автопарк» Источник: http://www.park5.ru/ | |||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2339
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |