История этой машины сложилась необычно. В статье о ней, опубликованной в журнале "Автотранспортное дело", один из авторов автобуса И.Ф.Герман, писал, что ЗиС-16 создавался как переходная модель, которой предстояло заменить "коробочки" ЗиС-8. Те к 1938 году морально устарели, перевозки пассажиров росли, а времени и возможностей для создания принципиально новой конструкции не было. Тогда в обычном для тех лет ударном порядке коллектив конструкторов ЗиСа разработал переходную модель, и к Первомайскому празднику 1938 года были готовы первые 10 автобусов.ЗиС-16 выглядел необычно. Место традиционно угловатого радиатора, вертикального лобового стекла, заимствованных у грузовика ЗиС-5 (от которого и ЗиС-16 унаследовал немало узлов и деталей), заняли обтекаемые капот двигателя, крылья, облицовка радиатора. Их формы напоминали скорее стремительные легковые автомобили, а не тяжелые автобусы.Для пассажиров там было 27 мягких сидений, обитых дерматином и выполненных на трубчатых каркасах. Блестящие никелированные поручни, опускаемые стекла, мягкий свет трех плафонов, отражаемый белой обшивкой потолка и стен, создавали уют. Во всяком случае, после порядком изношенных ЗиС-8 новые машины представлялись верхом совершенства. Но, несмотря на внешний лоск, ЗиС-16 действительно являлся "временным постояльцем" в только что сданном в эксплуатацию кузовном цехе ЗиСа. Подобно своему предшественнику, ЗиС-16 повторял компоновку грузовиков. Автобус имел выступающий вперед капот, высокую лонжеронную раму. Дверные проемы по нынешним нормам были узковатыми, в коридоре, между креслами, было тесно.Основой кузова служил каркас, выполненный из деревянных брусьев, обшитых штампованными из стального листа панелями. В результате кузов получился излишне массивным, на 900 килограмм превосходивший по весу кузов прежней модели. Для того, чтобы шасси выдержало солидный, как тогда говорили, "мертвый вес" автобус, 27 сидящих и 10 стоящих пассажиров, да еще немало "сверхнормативных", новый автобус снабдили шинами увеличенного размера (36х8 дюймов против 34х7 дюймов у ЗиС-8).Городской автобус, а именно таким проектировался ЗиС-16, должен обладать хорошим запасом тяги. Поэтому машины подобного класса оснащают мощными моторами. Но у нас тогда самым мощным был мотор грузовика ЗиС-5 - в 73 лошадиные силы. Сегодня двигатели подобной мощности устанавливают на легковых автомобилях... Конструкторы попытались повысить мощность двигателя ЗиС-16, установив головки цилиндров с увеличенной до 5,7 единиц степенью сжатия, применив кулачковый вал с более широкими фазами газораспределения, использовав вместо чугунных алюминиевые поршни. Эти и другие новшества позволили на 20 % повысить мощность мотора. Поэтому ЗиС-16 с полной нагрузкой брал крутые подъемы и скоро разгонялся. Отличался новый автобус и экономичностью, расходуя 37-38 литров бензина на 100 километров пути.Современному специалисту было бы нетрудно отыскать у ЗиС-16 немало достойного критики. Но не стоит забывать, что новая модель представляла по тем временам значительный шаг вперед, во всяком случае сравнительно с тем же ЗиС-8. Несомненно, прогрессивным для тех лет было применение на ЗиС-16 гидравлических рычажных амортизаторов двустороннего действия, вакуумного усилителя в приводе тормозов, отопления пассажирского салона. Водитель следил за работой машины и агрегатов по приборам, размещенным на щитке, подобном тому, который устанавливался в легковом автомобиле ЗиС-101. Новый автобус московские автомобилестроители выпускали вплоть до начала Великой Отечественной войны. За этот период из ворот ЗиСа вышло несколько сотен автобусов, большую часть которых получил столичный автопарк. Это было как нельзя своевременно: в 1940 году в Москве действовало 64 автобусных маршрута общей протяженностью 985 км, по которым курсировало 1230 машин (в том числе ЗиС-16).Городские автобусы ЗиС-16 выпускались в нескольких вариантах. Например, на улицах Москвы можно было увидеть белоснежные санитарные машины "Скорой помощи". В годы Великой Отечественной войны их перекрасили в защитный цвет и стали использовать для транспортировки раненных. Тогда же, близ передовой появлялись ЗиС-16, увенчанные динамиками. Это были передвижные вещательные звуковые станции. Применялись вместительные "ЗиСовские" автобусы и штабистами в качестве своего рода передвижных командных пунктов.Разумеется, далеко не все города удалось обеспечить новыми автобусами. Поэтому некоторые районные и областные авторемонтные предприятия принялись своими силами изготавливать машины, подобные ЗиС-16. Так, Ленинградское городское управление автомобильного транспорта на своем ремонтном заводе выпускало, исходя из концепции ЗиС-16, городские автобусы собственной конструкции, в том числе трехосные. После Великой Отечественной войны московское предприятие "Аремкуз" наладило производство машин, конструктивно подобных ЗиС-16, но использовав узлы и детали нового мощного грузовика ЗиС-150.Приходится сожалеть, что до наших дней не дошло ни одного экземпляра ЗиС-16. Значительная часть их погибла в годы войны, на фронте, где они служили санитарными машинами. Оставшиеся же работали на городских улицах еще долгие годы, пока не были списаны на слом как окончательно изношенные и устаревшие. Впрочем, нельзя исключать того, что где-то сохранились еще чудом уцелевшие ЗиС-16, переданные столичными автопарками другим предприятиям...
Источник: http://truck-auto.info |