Москви́ч-402 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год. Всего было выпущено 87 658 «Москвичей-402» вместе с модификациями. Москви́ч-407 — усовершенствованная версия с модернизированным верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой, выпускавшаяся с мая1958 по 1963 год. Москви́ч-403 — «переходная» модель, сочетавшая кузов и двигатель «Москвича-407» с некоторыми узлами и агрегатами перспективного «Москвича-408» и выпускавшаяся с декабря 1962 по июль 1965 года. Автомобиль получил вполне современный внешне, конструктивно более жёсткий — а значит и более долговечный, существенно более просторный — с относительным комфортом вмещавший пятерых человек — и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов. Он имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, а не изнутри, как на М-400/ 401, причём крышка багажника имела дистанционный привод от рычажка в салоне, гнутые лобовое и заднее стёкла, достаточно высокий уровень внутренней отделки, был оборудован отопителем с противообледенителем лобового стекла (прошлая модель отопителя не имела), мигающими сигналами поворота с самовозвратом расположенного сверху на кожухе рулевой колонки переключателя (М-400/ 401 поворотников с завода не имели), радиоприёмником (нечасто встречался в базовой комплектации даже на иномарках этого класса). Дизайн был достаточно незамысловатым и утилитарным, но на тот момент вполне современным. Новый «Москвич» получил независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400/ 401 с продольными рычагами, 15-дюймовые обода колёс вместо 16-дюймовых, барабанные тормоза с плавающими колодками, 12-вольтовое электрооборудование вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400/ 401, впервые в стране — телескопические амортизаторы.
Задний мост с негипоидными шестернями и трёхступенчатая коробка передач на этом этапе были унаследованы от предыдущей модели, но коробка получила удлинитель, позволивший укоротить карданный вал и снизить уровень вибраций. Главным же недостатком «402-й» модели стал доставшийся от предшественника слабый, морально устаревший нижнеклапанный мотор, конструкция которого восходила еще к середине тридцатых годов. Он имел увеличенный до 1220 см³ рабочий объём и мощность 35 л.с., что не позволяло напрямую соревноваться с передовыми иностранными образцами этого класса, имевшими в те годы до 35-40 л.с. удельной мощности двигателя на тонну массы против 22,7 у М-402.
Освоение разработанного на МЗМА принципиально нового верхнеклапанного двигателя с полусферическими камерами сгорания и алюминиевым блоком цилиндров (проект «406») не состоялось по экономическим причинам (не было валютных фондов для закупки за рубежом необходимого станочного оборудования), и в серию пошёл двигатель М-407, в основе которого лежал блок цилиндров всё того же силового агрегата «Кадетта» и М-400/ 401, но с увеличенным рабочим объёмом, алюминиевой головкой цилиндров с верхним расположением клапанов и другими усовершенствованиями, позволившими повысить мощность до 45 л.с. при рабочем объёме 1358 см³. Он мог изготовляться на имевшемся станочном оборудовании.
Модернизированный автомобиль с таким двигателем получил обозначение «Москвич-407» и выпускался с мая 1958 года. Помимо двигателя, он отличался также внешним оформлением (например, появились молдинги на боковинах) и некоторыми другими деталями. С декабря того же года появилась и новая четырёхступенчатая коробка передач. Серийное производство «Москвича-402» же было свёрнуто в мае 1958 года.
Модификации На базе «Москвича-402»: - Москвич-423 — первый отечественный серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом «универсал», выпускался в 1957—1958 годах.
- Изначально, до 1961 года, в его конструкции использовались та же самая боковина кузова с изогнутыми водосточными желобками, те же двери и та же задняя панель с высоким порогом багажной крышки, что и у седана. Именно такой вариант показан на иллюстрации выше. Это позволило существенно сэкономить на производственной оснастке, так как самыми сложными и дорогими её элементами являются как раз штампы для дверей и боковины с их проёмами.
- Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1 473 мм и шириной 1 220 мм. При сложенных задних сиденьях машина могла перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом размещалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базовой модели «Москвич-402». Задняя пятая дверь была навешена на боковых петлях, открывалась налево, а ее порог находился на высоте 760 мм от земли — чрезмерно высоко.
Также существовали проекты трёхдверных универсала и фургона, но они не пошли в серию, так как предусмотреные проектом удлинённые передние двери требовали изготовления новых штампов. - Москвич-410 — полноприводный седан на базе «Москвича-402», выпускался в 1957—1958 годах;
На базе «Москвича-407»: - Москвич-407 — модернизированная модель с новым верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой, выпускался в 1958—1963 годах.
- В 1959 году автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, в 1960-м — новую клетчатую решетку радиатора и гипоидный задний мост, в 1962 — бампера без «клыков».
- Москвич-423Н — грузопассажирский универсал на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1963 годах.Несколько лет подряд более 50 % выпуска «Москвичей-407» уходило на экспорт, как в социалистические, так и в развитые капиталистические страны — Францию, Бельгию, Скандинавию, Финляндию, Англию и другие. Выпускались праворульные модификации для массового экспорта в страны с левосторонним движением. Экспортные версии отличались чаще встречавшейся двухцветной окраской и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы «Москвича-407» с конвейера были сняты полноприводные модели М-410Н и −411. Бельгийская фирма Scaldia занималась сборкой «Москвичей» из машинокомплектов и продавала их под свои брендом.
- Москвич-430 — грузовой вариант универсала «Москвич-423Н» с кузовом фургон, выпускался с 1958 года.
- В боковинах фургона не прорубались двери и окна, за передними сиденьями появилась перегородка, отделяющая грузовой отсек. Фургон выпустили в 1958 году, когда базовой моделью уже стал «Москвич-407» с новым двигателем. У ранних «Москвичей-430», как и у универсалов «Москвич-423», водосточный желобок был изогнутым, так как боковина также была унифицирована с базовым седаном «407».
С 1961 года кузова «универсал» (М-423Н) и «фургон» (М-430) получили собственную боковину кузова с вертикальной третьей стойкой и свои задние двери с прямыми рамками стёкол и цельным водосточным желобком вдоль всей крыши. - Москвич-410Н — полноприводный седан на базе «Москвича-407», выпускался в 1958—1961 гг.;
- Москвич-411 — полноприводный универсал на базе «Москвича-410Н», выпускался в 1959—1961 гг.;
Также в 1960 году был в единственном экземпляре построен полноприводный фургон, несший обозначение «Москвич-431» — гибрид шасси М-410Н и кузова М-430. На базе «Москвича-403»: - Москвич-403 — модернизированная «переходная» модель с элементами конструкции от «Москвича-407» (кузов и двигатель рабочим объёмом 1360 см³ 45 л.с.) и от перспективного «Москвича-408» (элементы подвески, тормозов, интерьера);
- Москвич-424 — грузопассажирский универсал на базе «Москвича-403», выпускался в 1963—1965 годах;
- Москвич-432 — грузовой вариант универсала «Москвич-424» с кузовом фургон.
Не серийные: - Москвич-407-купе — спортивный автомобиль для кольцевых и ипподромных гонок.
- Был изготовлен в двух экземплярах в 1962 году. Имел более лёгкий и жёсткий двухдверный кузов, укороченный до двух посадочных мест салон, форсированный двигатель.
- Характеристики Москвич 403
Число мест
|
4
|
Собственный вес в снаряженном состоянии в кг
|
980
|
На переднюю ось
|
520
|
На заднюю
|
460
|
Полный вес в кг
|
1280
|
В том числе на переднюю
|
640
|
На заднюю
|
640
|
Дорожные просветы в мм
|
|
Под передней осью
|
200
|
Под задней
|
200
|
Радиус поворота в метрах
|
|
По колее внешнего переднего колеса
|
5,5
|
наружный габоритный
|
----
|
Максимальная скорость км/час
|
115
|
Контрольный ресход топлива при скорости 35-40 км час. на
100км
|
6,5
|
Модель и тип двигателя, число цилиндров
|
МЗМА-407 карбюраторный ,четырёхтактный,
четырёхцилиндровый, верхнеклапанный
|
Диаметр цилиндро в мм
|
76
|
Ход поршня мм
|
75
|
Литраж
|
1,36
|
Степень сжатия
|
7,0
|
Порядок работы цилиндров
|
1-3-4-2
|
Максимальная мощность л/с
|
45
|
Число оборотов коленчатого вала при максимальной мощности
об/мин
|
4500
|
Максимально крутящий момент, кГм
|
8,8
|
Число оборотов коленчатого вала при максимально крутящем
моменте об/мин
|
2600
|
Карбюратор
|
К-59
|
Эл оборудование
|
12 в
|
Аккумулятор
|
6-СТ-42
|
Генератор
|
Г-22; 16а ;200вт.
|
Реле-регулятор
|
РР-102
|
Сартер
|
СТ-4; 0,6 лс.
|
Прерыватель распредилитель
|
Р-35
|
Свечи зажигания
|
А-11У
|
Ссцепление
|
Однодисковое сухое
|
Коробка передач
|
Четырёх ступенчатая,с синхронизаторами на 2, 3 и 4
передачах
|
Предаточные числа коробки передач
|
I-3,81; II-2,42; III-1,45; IV-!,0; задний ход -4,74
|
Главной передачи
|
4,5 (гипоидная, 41 и9 зубьев )
|
Размер шин мм.
|
5,60-15
|
Число колёс
|
4+1
|
Давление воздуха в шинах передних атм.
|
1,7
|
Задних
|
1,7
|
Тормоза - ножной
|
Колодочный, на все колёса с гидравлическим приводом
|
Ручной
|
Колодочный, на задние колёса с механическим приводом
|
Рулевой механизм
|
Глобоидальный червяек с двух гребневым роликом предаточное
число 17,0
|
Передняя подвеска
|
Независимая, пружинная, с поперечными
рычагами,безшкворневая, амортизаторы гидравлические. телескопические,
двухстороннего действия
|
Задняя
|
На двух продольных полуэлиптических рессорах, амортизаторы
гидравлические, телескопические, двухстороннего действия.
|
Объём бака литров
|
35
|
Система охлаждения двигателя лит.
|
6,7
|
Система смазки двигателя лит.
|
4,3 ( автол )
|
Картер коробки передач и заднего моста лит.
|
1,0 ( нигрол)
|
Картер рулевого механизма лит.
|
0,15 трансмиссионное
|
Амортизаторы
|
Два передних по 0,115 и два задних по 0,200 л
трансформаторное
|
Гидравлический привод тормозов
|
0,44
|
Вес агрегата : двигатель,сцепление кг.
|
140 , .
|
Передний мост кг.
|
74
|
Задний мост кг
|
52
|
Коробка скоростей кг.
|
18 .
|
Карданный вал кг.
|
6 .
|
Кузов без обивки кг.
|
291
|
Колесо вместе сшиной кг.
|
17,5
|
Высота центра тяжести от дороги мм.
|
614
|
Тормозной путь при скорости 90 км/ч
|
64 метра.
|
Источник: http://wikipedia.org |