Москвич-412 — советский легковой
автомобиль малого класса, выпускавшийся в Москве на заводе МЗМА, позднее
переименованном в АЗЛК, с 1967 по 1976 год и на автомобильном
заводе в Ижевске с 1967 по 1997 год. Был создан на основе
модели Москвич-408.
Относительно
предшественника, на 50 % повысилась мощность двигателя и на 17 Н*м —
крутящий момент, максимальная скорость увеличилась на 18 км/ч, время разгона до
100 км/ч снизилось на 10 секунд, а расход топлива — в среднем на 1 литр на
100 км. Улучшилась и тормозная динамика, а управление автомобилем стало
легче. После проведенного в 1969 году рейстайлинга кузова ощутимо улучшилась
пассивная безопасность, которая теперь соответствовала нормам ЕЭК
ООН, что было подтверждено крэш-тестами во Франции.
Автомобиль
широко предлагался на внешнем рынке (во многом, в ущерб внутреннему). В первые
годы выпуска большая часть М-412 шла на экспорт. Сборка автомобиля
осуществлялась в НРБ (как Moskvitch Rila) и Бельгии (как
Scaldia 412).
Осенью
1964 года на заводе МЗМА было начато производство модели Москвич-408,
который стал родоначальником целого семейства «Москвичей» третьего поколения.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1967 году завод освоил и модель 412,
ставшую значительной вехой не только в истории завода, но и в истории
отечественной автомобильной промышленности в целом.
Следует
заметить, что неправильно считать, что М-412 был преемником модели −408, так
как эти автомобили выпускались параллельно, хотя начало выпуска М-412 несколько
задержалось. На самом деле, М-412 следует рассматривать как более престижную и
мощную версию М-408. Прямым же преемником «408-го» стала модель Москвич-2138 (1976).
Изначально автомобиль использовал кузов М-408,
фактически являясь его «люксовой» более мощной версией. Однако, одновременно с
освоением новой модели началась и разработка нового кузова. При этом была
поставлена цель максимальной унификации с существующим кузовом, так что задача
перед дизайнерами стояла действительно сложная: не меняя общей конструкции
кузова, придать автомобилю иное визуальное восприятие по сравнению с
предшественником.
С поставленной задачей дизайнеры МЗМА справились. Обе
модели (и −408, и −412) получили новый кузов, в который без переделок могли
быть установлены оба имевшихся в производстве двигателя — 408Э или 412 (с
декабря 1969 года). Новый кузов в полной мере удовлетворял требованиям
пассивной безопасности тех лет, что было подтверждено сертификационными
испытаниями во Франции. Поэтому к обозначению были добавлены буквы И и Э,
означающие соответствие уставновленным ЕЭК ООН нормам пассивной безопасности и
возможность экспортирования. Автомобиль стал штатно комплектоваться ремнями
безопасности (конец 1969 года), элементы салона стали травмобезопасными, с
мягкими накладками (с февраля 1969 года).
Москвич-412ИЭ стал первым советским автомобилем, на
котором вопросам пассивной безопасности было уделено серьёзное внимание.
Двухконтурная система тормозов же (с 1969 года) серьёзно улучшила активную
безопасность автомобиля. В 1974 (1972 ?) году появились клыки на бамперах,
также являющиеся элементом пассивной безопасности — они предотвращали
«подныривание» машины под препятствие.
Визуальная
новизна обеспечивалась применением горизонтальных фонарей с треугольными
указателями поворота сзади и прямоугольных фар производства ГДР (также
ставились на автомобили Wartburg 353). На конечном варианте были
декоративные плавники, символизирующие преемственность дизайна автомобилей
марки, поворотники вытянулись и заняли места под фарами, а решетка радиатора
стала клетчатой. В серию такие машины пошли на МЗМА с декабря 1969 года,
примерно тогда же — и на Ижевском заводе. Параллельно автомобиль получил
салон с раздельными передними сидениями (с января 1968 года) и рычаг коробки
передач в полу (с ноября 1968 года). На протяжении всего выпуска в конструкцию
автомобиля вносились и другие, менее заметные изменения и улучшения.
С 1969 года М-412ИЭ стал базовой моделью Московского
завода, при этом выпуск М-408ИЭ был сохранен.
Модернизированный автомобиль сохранял главный
недостаток своего предшественника — недостаточную ширину, что, помимо
снижения комфортабельности, в сочетании с немалой высотой, довольно высоким
расположением центра тяжести и рессорной задней подвеской вредило устойчивости
и управляемости «Москвича». Это стало особенно заметно в сравнении с
появившимися тогда же автомобилями «ВАЗ», имевшими более оптимальное
соотношение высоты центра тяжести и колеи, которое в сочетании с более
совершенной задней подвеской обеспечивало им лучшие ходовые качества.
В 1971 году завод МЗМА претерпел реконструкцию, после
пуска нового конвейера, объём выпуска «Москвичей» увеличился почти в два раза.
В
том же году интерьер Москвичей (и −408ИЭ, и −412ИЭ) производства АЗЛК
прошёл модернизацию: панель приборов вместо нескольких отдельных мягких
накладок получила одну общую, появились новые обшивки дверей, внутренние ручки,
и так далее.
Однако,
несмотря на многочисленные попытки заводских конструкторов в начале 1970-х
спроектировать автомобиль, сочетающий новый, современный кузов и механику
модели −412 (см. Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), замена
«412-му» семейству фактически появилась только в 1980-е годы, и это был уже совершенно
другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк,
созданный на базе кузова французской «Симки» и уже устаревшего к тому времени
двигателя УЗАМ.Логика и предшествующая история завода АЗЛК / МЗМА давали
основание воспринимать модель −412ИЭ как переходную: подновленный кузов в
сочетании с принципиально новым двигателем. Именно таким образом, за счёт
«переходных» серий, происходила смена поколений на МЗМА в 1950-е — 60-е
годы.
Москвич-412 — базовый седан.азового
седана:
чертеж Москвич 412
§
Москвич-412И (до 1969 года) — в
специальном исполнении, соответствующий европейским нормам безопасности.
§
Москвич-412ИЭ — все М-412 с 1969 года
имели буквы ИЭ так как новый кузов изначально соответствовал европейским нормам
безопасности и теоретически мог экспортироваться.
§
Москвич-412К — машинокомплект для сборки за
границей.
§
Москвич-412М — медицинской службы.
§
Москвич-412П — праворульный, рычаг КПП
только напольный.
§
Москвич-412Т — такси.
§
Москвич-412У — учебный, с дополнительными педалями
и нанесением цветографической схемы.
§
Москвич-412Э — экспортный.
§
Москвич-412Ю — в тропическом исполнении.
Универсалы и фургоны:
Москвич-427 — базовый универсал.
Чертеж Москвич 427
(буквенные индексы аналогично седанам)
§
В
1972 году был обновлен фургон на базе М-408, М-433, версия с двигателем М-412
получила обозначение «Москвич-434». В отличие от раннего М-433,
пятую дверь сделали цельной. Так же, был модернизирован универсал Москвич-426
(также на базе М-408), в версии с новым мотором он получил индекс М-427, задние
фонари остались прежними. От предыдущей модели также отличался цельной задней
дверью, поднимаемой вверх.Москвич-434 — базовый фургон.
Чертеж Москвич 434
Малосерийные и опытные:
§
Москвич-412Р — спортивный с форсированным
двигателем (1,5 (110 л.с.) или 1,8 л. (125 л.с.) литыми легкосплавными дисками
колес и системой ГРМ DOHC . Выпущено 22 единицы или около того.
§
Серийно
М-412 выпускался в Ижевске до 1997 года (отдельные экземпляры — до 2001),
в том числе в версиях кузова пикап — Иж-2715 (c
1972 года) и «комби» — Иж-2125 (с 1973 года); недолго
но выпускался в Ижевске и фургон «Москвич-434».
До 1968-69 годов автомобиль внешне
полностью соответствовал 412-м «Москвичам» производства АЗЛК в «старом»,
«408-м» кузове с вертикальными задними фонарями, за исключением эмблемы «Иж» на
решетке радиатора (отличной от более поздних эмблем «Иж») и руле. Ближе к концу
этого периода, ещё на «старом» кузове, появилась решётка радиатора с изменённым
рисунком (вертикальным)
С 1969 года ижевский седан получил
новый кузов (412ИЭ) с горизонтальными задними фонарями (в таком же кузове стали
собирать и седаны АЗЛК). Но если московские «Москвичи» вместе с новым кузовом
получили ещё и новую решётку радиатора с широкими подфарниками и дефицитные
прямоугольные фары производства ГДР, то «Иж-Москвич-412ИЭ» сохранил круглые
фары и старую решётку. Прямоугольными фарами и близкой по дизайну, но
отличавшейся от использовашейся на машинах производства АЗЛК решёткой (с
вертикальным рисунком) были снабжены лишь отдельные партии ижевских
автомобилей, предназначенные для экспортирования, в период с 1972 по 1974 год.
В 1982 году был проведен рестайлинг,
появились двери с утопленными в филенки ручками (отличные от аналогичных на
Москвиче-2140), чёрная крашенная решетка радиатора.
Экспортировались ижевские автомобили
наряду с московскими и под теми же брендами. Пикап Иж-2715 продавали в
Финляндии как Elite PickUp, так как базовый седан был там известен как Elite
1500.
Силовой
агрегат
Вместе с тем, ни копией, ни дальнейшей разработкой этого
двигателя УЗАМ-412 не являлся, и имеет от него крайне существенные
отличия, — в частности, другую геометрию цилиндров, иное конструктивное
решение большинства систем, и так далее.Двигатель был разработан целиком и
полностью конструкторским коллективом завода МЗМА. Первые разработки
верхнеклапанного двигателя с полусферическими камерами сгорания и алюминиевым
блоком цилиндров (проект «406») на «Москвиче» относятся ещё к середине
пятидесятых годов. Тем не менее, прототип довольно многих конструктивных
решений финальной версии этого мотора угадать несложно — новейший, по тем
временам, силовой агрегат BMW M10 в версии с рабочим объёмом 1500 см³
(она обозначалась М115 и выпускалась до 1977, а само семейство двигателей М10
просуществовало на конвейере до 1987 года) — агрегат сам по себе
исключительно удачный и совершенный по тем временам, хорошо зарекомендовавший
себя как в обычной эксплуатации, так и в спорте, включая Формулу-1.Главной
новинкой модели был двигатель, разработанный Игорем Ивановичем Окуневым.
Возможности старого, ведущего свою родословную ещё от довоенного Opel
Kadett, двигателя М-408 были к тому времени исчерпаны, поэтому новый двигатель
никак не был связан с ним конструктивно или технологически. Первые опытные
образцы нового двигателя появились в 1964 году. «Обкатывалась» конструкция на
гоночном автомобиле Москвич-Г4М, имевшем его форсированный вариант (92 л.
с.) На этом автомобиле мастер спорта В. Щавелев занял четвёртое место на
первенстве СССР 1966 года по кольцевым гонкам.
Чертеж двигателя
Главная внешняя особенность двигателя «Москвича-412» —
наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров (так называемый
slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным, снизить
центр тяжести автомобиля. Впервые подобное решение применила фирма Chrysler в
конце пятидесятых годов.
Технические характеристики 412
|
412
|
Число мест, чел
|
5
|
Масса багажа, кг:
|
50
|
Снаряженная масса, кг
|
1000
|
В том числе:
|
|
на переднюю ось
|
540
|
на заднюю ось
|
460
|
Полная масса, кг
|
1400
|
В том числе:
|
|
на переднюю ось
|
630
|
на заднюю ось
|
770
|
Масса установленного на крыше
багажника с грузом, кг
|
60
|
Допустимая масса прицепа (без
тормозов), кг
|
300
|
Макс.скорость, км/ч
|
142(132)
|
Время разгона до 100 км/ч, с
|
19(20)
|
Макс.преодолеваемый подъем, %
|
28
|
Выбег с 50 км/ч, м
|
450
|
Тормозной путь с 80 км/ч, м
|
43,2
|
Контрольный расход топлива, л/100
км:
|
|
при 90 км/ч
|
7,4(7,8)
|
при 120км/ч
|
10,2(10,6)
|
городской цикл
|
10,3(10,8)
|
Радиус поворота, м:
|
5.25
|
Двигатель
Мод. 412Э и 412ДЭ, бензиновый, рядный, 4-цил., 82x70 мм, 1,48 л, порядок работы
1-3-4-2, карбюратор ДА-АЗ-2140. Мод.412Э и 412Ю: степень сжатия 8,5; мощность
54,0 кВт (73,5 л.с.) при 5800 об/мин; крутящий момент 105,8 Н*м (10,8 кгс*м)
при 3000-3800 об/мин. Мод.412ДЭ и 412ДЮ: степень сжатия - 7,2; мощность 49,0
кВт (66,6 л.с.) при 5800 об/мин; крутящий момент 102,0 Н*м (10,4 кгс*м) при
3000-3800 об/мин.
Трансмиссия.
Сцепление - однодисковое, с диафрагменной пружиной, привод выключения -
гидравлический. Коробка передач - 4-ступ., передат. числа: I-3,49; II-2,04;
III-1,33; IV-1,00; ЗХ-3,39. Синронизаторы - на I-IV передачах. Карданная
передача - один карданный вал. Главная передача - гипоидная, передат. число -
3,91.
Колеса и шины.
Колеса - дисковые 4 1/2J-13. Крепление - на 5 шпильках. Шины - 165/80R13 или
165-13 (6,45-13), мод. МИ-166, Я370 или М-145. Давление в передних шинах 1,7;
задни
Источник: http://ru.wikipedia.org