Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Пик популярности Jeep Grand Cherokee в России пришелся на «бандитские девяностые», и тогда он считался культовой машиной. Помните сцену спогоней «Большого Широкого» в фильме «Брат-2», снятую в окрестностях Хитровки и Яузского бульвара?
Но с тех пор много воды утекло – в середине «нулевых» интерес к Grand Cherokee, да и к марке в целом, заметно снизился. Долларовые цены и растущий список автомобилей-конкурентов сделали покупку «крайслеровской» продукции невыгодной. А самый серьезный удар по марке нанес кризисный 2009 год, когда американский концерн едва не стал банкротом, а в России число дилеров Chrysler и Jeep сократилось в два раза.
«Гранды» предыдущих поколений в России снискали славу не только «бандитских» автомобилей, но и недорогих «заготовок» для постройки машин для внедорожных покатушек. Впрочем, даже без доработок старенький Grand Cherokee играючи справляется с российским бездорожьем.
Но вот на рынок вышел новый Jeep Grand Cherokee, и, кажется, у него снова появились возможности снискать если не славу, то хотя бы благосклонность российских покупателей. Продажи внедорожника начались еще полгода назад, но до сих пор заполучить «Гранд» очень непросто. В дилерских салонах Jeep давно не было столько покупателей – очередь за новым автомобилем растянулась на несколько месяцев вперед, а квоты на поставку по-прежнему невелики.
Больше всего клиентов интересует достаточно дорогая версия Overland c 3,6-литровым 286-сильным мотором V6 Pentastar, которая вышла в свет в начале января нынешнего года, но такие машины еще не успели завезти в нашу страну. Впрочем, для нас один экземпляр нашелся – выставочный автомобиль, который можно было увидеть на Московском автосалоне-2010.
А ажиотаж вокруг этой модификации вполне объясним ценой машины. Наш «Джип» стоит 2,401 миллиона рублей, за которые покупатель получает автомобиль с пятиступенчатым «автоматом», полным набором систем активной и пассивной безопасности, двухзонный климат-контроль, кожаный салон и отделку интерьера деревом.
Наш «Оверленд» отличается от тех, что будут поставляться покупателям. Так как это один из первых автомобилей, попавших в нашу страну, у него отсутствует пневматическая подвеска, которая является базовым оборудованием для данной комплектации, а также тонировка задних стекол. В остальном этот Grand Cherokee по оснащению ничем не отличается от аналогичного внедорожника с более мощным 5,7-литровым 352-cильным мотором HEMI V8. Есть обогрев руля, полный электропакет, электроприводы руля и передних сидений с памятью настроек водительского кресла, электролюк, подогрев и вентиляция передних кресел, мультимедийная система с сенсорным дисплеем, Bluetooth, камерой заднего вида, AUX- и USB-выходами, а также жестким диском на 30 гигабайт, DVD-проигрыватель с потолочным экраном, пультом ДУ и беспроводными наушниками для задних пассажиров.
Среди приятных мелочей - система бесключевого доступа в салон, биксеноновые адаптивные фары, круиз-контроль, датчики света, дождя и давления в шинах, система помощи при трогании на подъеме и при движении на спуске, электропривод двери багажника, а также передние и задние парктроники. Дополнительно Jeep можно оснастить внедорожным пакетом, в который входят более «злые» покрышки, а также защита топливного бака, коробки передач, передней подвески и днища.
Новый Grand Cherokee выглядит «вкусно» - американцы всегда умели делать массивные машины с правильными пропорциями кузова. Да, в нем нет изящества, свойственного европейским автомобилям, но нет и той нарочитой брутальности, которая часто культивируется производителями крупных кроссоверов или внедорожников. А приятнее всего то, что в компании решили вернуться к своим истокам – к «Гранду» первого поколения, носившего индекс WK2. Выштамповки на капоте, угловатые колесные арки, молдинг в нижней части дверей, квадратные фары и, конечно, характерная решетка радиатора с семью вертикальными прорезями - вот ключевые детали облика нового «Джипа».
Внутренне убранство «Джипа» вряд ли покорит владельцев европейских внедорожников своей роскошью, но по сравнению с предыдущим «Грандом» - это огромный шаг вперед. Кожей обшиты не только сиденья и двери, но и передняя панель, а вставки на руле, приборной панели и дверях действительно похожи на настоящее дерево. Даже такая мелочь как фиксаторы дверных замков сделаны из блестящего металла, как на классических «американцах» 70-х годов. Вот если бы они еще не болтались в своих пазах…
Вообще, нынешний Grand Cherokee вобрал в себя все самое лучшее от американского и европейского автомобилестроения. C 1998 по 2007 годы Chrysler состоял в альянсе с концерном Daimler и это сотрудничество не прошло даром – новый «Гранд» построен на той же платформе, что и внедорожник Mercedes-Benz ML последнего поколения (W164). Схожая конструкция полностью независимых подвесок, одинаковые размеры колесной базы (2915 миллиметров), и даже в салоне у этих машин можно найти много общего.
В погоне за «мерседесовским» ML-классом, американские конструкторы не только унифицировали узлы вроде блока управления освещением, стеклоподъемниками или же шкалы приборов, но и даже неудобный, зато ставший традиционным для штутгартской марки подрулевой рычажок, на который водружены функции управления всеми стеклоочистителями, омывателями, указателями поворота и дальним светом.
Но даже несмотря на то, что новый «Гранд» кажется более цивилизованным, это по-прежнему автомобиль для мужиков. Передние и задние двери внедорожника - массивные и тяжелые, и требуют приложить некоторое усилие для открытия-закрытия. А чтобы попасть в салон и не испачкать одежду, нужно высоко задирать ноги.
Большой трехспицевый руль с толстым ободом рассчитан даже не на среднестатистическую мужскую ладонь, а на самую настоящую мужицкую лапу. К тому же, в местах хвата он покрыт скользким деревом, поэтому держаться за него не очень удобно. У передних сидений - масса настроек и огромный диапазон регулировок, удачный профиль спинки и неплохая боковая поддержка, вот только ее валики расставлены широко, словно кресло рассчитано на упитанного дядьку. Есть и другие эргономические нюансы, типичные для «американцев», вроде педального узла, сдвинутого вправо относительно рулевой колонки или мощного трансмиссионного тоннеля, который съедает часть пространства в районе ног переднего пассажира.
Информационный дисплей на комбинации приборов - замечательный прецизионный инструмент, который выдает помимо привычных данных вроде расхода топлива, средней скорости такие параметры как температура охлаждающей жидкости или масла с точностью до одного градуса, давление в системе смазки, температуру трансмиссии или моточасы. Но на этот же экран выводится еще целый комплекс настроек бортовых систем, автомобиля вроде параметров блокировки центрального замка или задержки отключения освещения в салоне, а управлять всем этим хозяйством с помощью трех кнопок на руле, две из которых отвечают только за пролистывание меню, весьма неудобно.
Аналогичная ситуация и с сенсорным дисплеем на центральной консоли: часть его функций легкодоступна, а другая, например, настройки памяти радиостанций, требуют целой серии нажатии тех или иных виртуальных клавиш – непростой алгоритм, который трудно сразу запомнить.
О том, что у пятиступенчатого «автомата» есть ручной режим, тоже узнаешь не сразу – пиктограммы рядом с селектором КПП на центральном тоннеле настолько слепые, что их попросту не видно в солнечную погоду.
На заднем диване очень просторно - здесь не тесно даже втроем. А если, например, посередине установить детское кресло, то бокам с запасом уместятся двое взрослых. Вдвоем сзади можно вообще устроиться очень вольготно: к услугам пассажиров подлокотник с подстаканниками, DVD-проигрыватель, пульт и беспроводные наушники, воздуховоды и целый набор аудио- и видеоразъемов для подключения дополнительных устройств. Идеальное транспортное средство для путешествий большой компанией.
Багажник - огромный! Его объем совсем чуть-чуть не дотягивает до 800 литров, а при сложенных задних сиденьях образуется почти два кубометра свободного пространства. Сервопривод задней двери активируется как снаружи кнопкой возле номерного знака, так и с ключа-брелока, либо из салона специальной кнопкой на потолке, а мелкие вещи можно погрузить через поднимающееся заднее стекло.
Пол у грузового отсека тоже непростой и сделан с шиком: его отделка напоминает обшивку палубы корабельного судна – с продольными металлическими полозьями. Похожее решение используется и на Mercedes-Benz ML. Вдобавок, в багажнике имеется 12-вольтовая розетка, множество крючков, сетка и фонарик с аккумулятором, подзаряжаемым от бортовой сети, – мелочь, а приятно.
В напряженных поворотах «Джип» стабилен и спокоен. Для внедорожника у Grand Cherokee высокий запас устойчивости на асфальте – крены на виражах и при резких перестроениях не пугают, а система стабилизации на Grand Cherokee полностью не отключается. Ее можно на время «усыпить», но как только электроника посчитает ситуацию опасной, то тут же вмешается в управление автомобилем. Поэтому при переборе со скоростью в предельных режимах замечаешь лишь небольшой снос под легкое повизгивание покрышек.
Мы поездили на «Гранде» по закрытой площадке, но все наши провокации на сброс и добавление газа в повороте или резкие действия рулем оказались тщетными. Автомобиль не проваливается в занос и боком под тягой на асфальте не поедет. Да и ни к чему внедорожнику такие шалости. А вот интенсивное замедление на неровной дороге заставляет посильнее схватиться за руль – машина норовит вильнуть в сторону, особенно если под колесами находится асфальт с продавленной колеей.
Едет машина комфортно, а еле уловимый звук «булькающей» 3,7-литровый «шестерки» придется по душе всем любителям американских моторов. При неспешном перемещении по городу обороты редко превышают отметку две-две с половиной тысячи оборотов. Двигатель работает шепотом, а пятиступенчатая коробка плавно и незаметно подбирается к высшим передачам. Вот только индикация на панели приборов «ECO», указывающая на то, что машина движется в экономичном режиме, - странное издевательство над владельцем тяжелого внедорожника: средний расход топлива во время теста составил 19,1 литров бензина на 100 километров пути.
Зато стоит поддать газу, как в салон проникает приглушенный сочный рык мощного двигателя. Тяги 286-сильного мотора хватает не только для того, чтобы за девять секунд разгонять 2,3-тонную махину до скорости в 100 километров в час, но и продолжать ускоряться дальше. «Гранд» легко укладывает стрелку спидометра в правый сектор - ему без разницы, что 140, что 180 километров в час. Лишь шумы от набегающего потока воздуха и качения шин нарушают безмятежную атмосферу внутри. А вот трансмиссия могла бы быть расторопнее при резких ускорениях, когда нужно перескочить через пару ступеней.
За настройку подвески американцам можно поставить еще одну пятерку – это то что надо для «проходимца». Во-первых, она всеядна и позволяет не особо беспокоиться о том, какое покрытие сейчас под колесами. Дорожную мелочь Jeep игнорирует, а более крупные ямы проскакивает с упругой легкостью. Ему что мелкая выбоина, что крупная трещина – в салон доносятся только шлепки колес и легкая вибрация.
Во-вторых, только на неровной дороге, изобилующей асфальтовыми волнами, появляется небольшая раскачка кузова. Однако она не мешает, а скорее убаюкивает, превращая езду в безмятежное перемещение в пространстве.
К рулевому управлению Jeep Grand Cherokee придется привыкать. В околонулевой зоне рулю не хватает реактивного действия, поэтому «баранка» кажется «пустой» и не очень острой - на небольшие управляющие импульсы и подруливания автомобиль практически не реагирует. Однако это компенсируется тем, что внедорожник сохраняет прямолинейное движение даже на плохой дороге и не требует корректировки курса. Но стоит повернуть руль на больший угол, как появляется и обратная связь, и должная реакция автомобиля.
В арсенале у модификации Overland с 3,6-литровым мотором - полноприводная трансмиссия Quadra Trac II, в основе которой лежит блокируемый многодисковой муфтой межосевой дифференциал, понижающая передача с передаточным отношением 2,72 и система подтормаживания ведущих колес BTCS, имитирующая работу межколесных блокировок.
А каков Jeep на пересеченной местности? Если говорить формально, то его внедорожные способности потихоньку атрофируются. Grand Cherokee последнего поколения окончательно распрощался с характерным атрибутом любого настоящего «проходимца» - неразрезными мостами (у предыдущего поколения WK задняя подвеска была еще зависимой) и получил взамен «мерседесовское» шасси. В результате, у Grand Cherokee чуть увеличился дорожный просвет - до 218 миллиметров, против 215 миллиметров у автомобиля предыдущего поколения, но другие параметры геометрической проходимости стали чуть хуже: угол въезда уменьшился с 34 до 26 градусов, угол съезда – с 27 до 24 градусов, угол продольной проходимости стал меньше на 1 градус (с 20 до 19 градусов). Зато максимальная глубина преодолеваемого брода по-прежнему равна полуметру.
Но и с такими данными внедорожник неплохо чувствует себя вдали от асфальта. Для безболезненного преодоления препятствий нижняя часть переднего бампера у Grand Cherokee сделана съемной - можно увеличить угол въезда и не бояться оторвать дорогой пластик на буераках.
У Grand Cherokee есть ассистент спуска с горы и система Selec-Terrain. Последняя функционирует по принципу «лэндроверовской» системы Terrain Response или «тойотовской» Multi Terrain Select, подстраивая работу автоматической трансмиссии, системы стабилизации, ABS и чувствительность педали газа под конкретные условия. Водитель с помощью шайбы возле селектора АКПП выбирает один из режимов движения: «автоматический», «спортивный» («ошейник» системы стабилизации становится слабее), «снег», «грязь/песок» и «камни». Больше всего нам понравился именно «каменный» режим, в котором автоматика делает все возможное, чтобы колеса автомобиля не сорвались в пробуксовку – он хорошо подходит и для движения по грязи внатяг.
Но и это еще не предел возможностей для «Гранда»: покупатель 5,7-литровой версии получает «в стоке» более продвинутую систему постоянного полного привода Quadra Drive II. В ее основе лежит все та же двухступенчатая раздаточная коробка Quadra Trac II, однако, помимо межосевого дифференциала, здесь уже имеется блокируемый электроникой дифференциал на задней оси.
Поносились мы и по грунтовкам, но ничего особенного для себя не отметили – такое же надежное поведение, как на асфальте. Пробовали диагональное вывешивание колес, но и это «Гранду» нипочем: «прикусывая» бесполезно вращающиеся в воздухе колеса тормозами, «Джип» спокойно продолжал движение. А вот вязкая глина вперемешку с болотной растительностью оказалась не по зубам тяжелому внедорожнику – он быстро застрял. Однако проблема была не в самой машине, а в характеристиках шин Kumho Solus KL21 размерности 265/50 R20, которые не предназначены для сколь-нибудь серьезного бездорожья. Поставьте резину «позубастее», и Jeep выберется своим ходом из большинства грязевых ловушек.
Что в итоге? На первый взгляд, Grand Cherokee уже не тот, что был раньше. Генезис «Гранда» во многом напоминает путь, который проделали наши бизнесмены за последние двадцать лет. Если раньше это был мужественный и грубоватый в своих повадках автомобиль – мощный, бравый, все ему было нипочем, то сейчас и спеси поубавилось, и силу сменил пусть не ум, то хотя бы жизненная мудрость. Жестких мостов больше нет, шасси мастерили в Германии, салон с «дубовыми» отделочными материалами, которыми грешили прежние «Гранды», тоже ушел в прошлое.
Grand Cherokee теперь не с такой охотой берется за «грязную работу», зато в цивилизации ему живется явно проще.
Альтернатива
Среди внедорожников в ценовой категории от 2,2 до 2,5 миллионов рублей самый серьезный конкурент Grand Cherokee – это Toyota Land Cruiser Prado в богатой комплектации «Престиж» c бензиновым четырехлитровым шестицилиндровым мотором мощностью 282 л.с., который стоит 2 277 000 рублей, а можно взять и с трехлитровым четырехцилиндровым 173-сильным турбодизелем за 2 397 500 рублей.
Второй не менее сильный соперник – это Volkswagen Touareg c бензиновым двигателем V6 объемом 3,6 литра мощностью 280 л.с. (от 2 233 000 рублей), либо с трехлитровым турбодизелем мощностью 240 л.с. (от 2 232 000 рублей). Оба варианта – с автоматической коробкой передач. Правда, за обозначенную сумму потребитель приобретает базовые версии автомобилей, которые по оснащению не дотягивают до уровня Grand Cherokee.
Версию Land Rover Discovery IV со 190-сильной 2,7-литровой турбодизельной «шестеркой» и шестиступенчатой автоматической трансмиссией можно приобрести за 2 382 000 рублей, но это цена лишь за базовую модификацию, которая, как и в случае с Volkswagen Touareg, по многим позициям будет уступать «упакованному Гранду».
Технические характеристики Jeep Grand Cherokee
| |
---|
Длина, мм | 4822 |
Ширина, мм | 1943 |
Высота, мм | 1781 |
Колесная база / клиренс, мм | 2915 / 218 |
Снаряженная масса, кг | 2191 |
Объем двигателя, см3 | 3604 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 286 / 6350 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 347 / 4300 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 9,1 |
Максимальная скорость, километров в час | 206 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 11,4 |