Главная » Статьи » Грузовые » БАЗ |
В марте-июне 1970 года на Эмбенском полигоне успешно прошли заводские испытания ЗРК "Оса", а с июля 1970 по февраль 1971 года - совместные испытания под руководством госкомиссии во главе с М.М.Савельевым. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 октября 1971 года (одновременно ЗРК "Оса-М" поступил на вооружение кораблей ВМФ). Тогда же, в 1971 году на БАЗе началось серийное производства специальных колесных шасси "5937". А серийное производство боевой машины велось на Ижевском электромеханическом заводе. В дальнейшем выпускались модернизированные ЗРК "Оса-АК" (с 1975 года) и "Оса-АКМ" (с 1980 года), но все они производились на шасси Брянского автомобильного завода. Специальные колесные шасси "5937" (Ведущий конструктор В.В.Лазарев), 5938 и 5939. Являвшиеся развитием идей, заложенных в шасси-прототипе 937, представляли собой корпусные плавающие шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Шасси имели водонепроницаемый стальной корпус полузакрытого типа, в передней части которого располагалось отделение управления, в средней - отсек для размещения специального оборудования, а в кормовой - моторно-трансмиссионное отделение. Дополнительную прочность корпусу придавали встроенная рама, силовые элементы крыши, стойки, усилители и ребра жесткости. Движение на плаву обеспечивалось двумя водометными движителями. Автомобили первых серий выпуска нетрудно отличить по форме носовой части корпуса, имевшей несколько более тупую форму. Кроме того, эти машины не имели боковых окошек в кабине экипажа, что существенно ограничивало обзорность водителю и в ряде случаев приводило к дорожно-транспортным происшествиям. Практически равномерное расположение осей по базе было связано с необходимостью равномерного распределения нагрузок на колеса, а также с желанием повысить показатели геометрической проходимости шасси. С целью уменьшения радиусов поворота шасси колеса крайних осей были выполнены поворотными. Кроме того, такая схема снизила сопротивление при движении по криволинейной траектории. В качестве силового агрегата был применен 6-ти цилиндровый дизельный двигатель Барнаульского завода транспортного машиностроения 5Д20Б-300 мощностью 300 л.с., являвшийся модификацией двигателя УТД20, применяемого на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. Система охлаждения была применена жидкостная, при этом радиатор по компоновочным соображениям был установлен над двигателем почти горизонтально. Пуск двигателя был дублированным - осуществлялся с помощью электростартера или воздухом от баллона высокого давления.Трансмиссия была выполнена механической с бортовой схемой раздачи мощности - крутящий момент от механической коробки передач посредством раздаточной коробки, оснащенной встроенным дифференциалом, передавался на колеса правого и левого бортов. Подвеска колес независимая, торсионная, на поперечных рычагах, что позволяло значительно повысить плавность хода шасси, а также увеличить среднюю скорость движения по бездорожью и местности. Колеса были оснащены системой регулирования давления воздуха. Тормоза - колодочные, герметизированные с пневмогидравлическим приводом. Рулевое управление - червячного типа с гидроусилителем, управление на плаву обеспечивалось заслонками водометов и колесами.Грузоподъемность шасси составляла 7,5 тонн. При этом максимальная скорость движения по дорогам и на плаву составляла до 70 и 8 км/ч соответственно. Шасси оснащались фильтро-вентиляционной установкой общеобменного типа, отопительно-вентиляционной установкой ОВ65Г, системой водоотлива, танковым переговорным устройством Р124, УКВ радиостанцией Р123, автоматической системой противопожарного оборудования "Роса", средствами радиационной разведки и спец-обработки, прибором наблюдения ТНПО170А для вождения на плаву, приборами ночного видения. Также на шасси "5937" монтировалась автономная система электроснабжения на базе газотурбинного агрегата. Один из экземпляров специального колесного шасси "5937" находится в экспозиции музея РВАИ. Шасси "5937" является прежде всего носителем боевой машины 9А33Б со средствами разведки целей, наведения и пуска четырех зенитных ракет. Комплекс мог транспортироваться по воздуху самолетом Ил-76 и перевозиться по железной дороге в пределах габарита 02-Т с предварительной укладкой антенно-пускового устройства. Габаритные размеры шасси составляют 9170х2780х1950 миллиметров (ДхШхВ). В дальнейшем на шасси "5937" был разработана мишенный комплекс "Саман" 9Ф841. Специальные колесные шасси "5937" в составе ЗРК "Оса" поступали на вооружение зенитно-ракетных полков мотострелковых дивизий Советской Армии, а также широко поставлялись за рубеж в страны Варшавского договора и в такие страны, как Ангола, Алжир, Индия, Ирак, Иордания, Гвинеи-Бисау, Ливия, Польша, Сирия, Югославия, Вьетнам и другие. Некоторое количество ЗРК из Анголы было передано ЮАР, а после объединения Германии в 1992 году комплексы "Оса" бывшей армии ГДР были переданы Греции. В общей сложности комплекс состоял на вооружении 25 стран и до сих пор эксплуатируется около 400 боевых машин этого типа.
Источник: http://truck-auto.info | |
Просмотров: 2930
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |