Главная » Статьи » Грузовые » DAF |
История автомобиля DAF начинается с того, что 1 апреля 1928 года Братья Хуберт Йозеф (Hubertus Josephus) и Биллем Антоний Винсент ван Доорне (Willem Antonius Vincentiusvan Doorne), более известные как Хуби Вим, открыли в помещении бывшей пивной в Эйндховене механическую мастерскую, где собирали металлические шкафы, окна и лестницы. Вскоре они начали изготавливать конные, тракторные и, наконец, автомобильные прицепы. С 1932 года фирма получила название "Фабрика прицепов братьев ван Доорне" (Van Doorne's Aanhangwagenfabriek), сокращенно ДАФ, а с 1934 специализировалась на автомобильных полуприцепах с четырьмя задними колесами, установленными попарно на поперечных рессорах.
В 1936 году фирма ДАФ начала переделывать легковые и 2-х осные грузовые автомобили в варианты с колесной формулой 6x4, заменяя обычный задний мост на 2-осную ведущую тележку "Традо" (Trado), получившую свое название от сочетания первых букв фамилий инженера Фон дер Траппена (Von der Trappen) и братьев ван Доорне. В том же году появился первый автомобиль марки ДАФ - армейская амфибия "МС139" с абсолютно симметричной формой передней и задней части, центральным расположением двигателя, всеми ведущими и управляемыми колесами. Проект первого грузовика ДАФ начали разрабатывать еще в 1940 г., а через восемь лет он воплотился в две опытные бескапотные машины "DT5" и "DT10" грузоподъемностью 5 и 10 тонн с приводом на передние колеса, низкой рамой и обтекаемой кабиной с 4-х секционным лобовым стеклом. В 1949 году в производство пошли грузовики с более скромной кабиной над двигателем фирмы "Розет" (Reset). Через пару лет все семейство состояло уже из четырех базовых моделей грузоподъемностью 3-6 тонн с американскими 4-х и 6-ти цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями "Геркулес" (Hercules) рабочим объемом 4-4,9 литров и мощностью 83-102 "лошадок" или английскими дизелями "Перкинс" (Perkins) мощностью 70-83 лошадиных сил. В зависимости от типа мотора автомобили имели обозначения "А3О", "А40", "А50", "D50", "А60" и "D60", 4-х ступенчатую коробку передач, сварную штампованную раму из высококачественной стали, гидропривод тормозов, колесную базу 2650-4900 миллиметров. С 1950 года началось производство 1-но тонных фургонов "А10" с колесной базой 2400 мм., бензиновым двигателем "Геркулес" (2,2 л., 46 л.с.) и 3-х ступенчатой синхронизированной коробкой передач. Небольшими партиями фирма выпускала 1-но тонные капотные пикапы "А107" и "А117". Успех этих машин в Голландии и соседних странах позволил увеличить объем их выпуска со 150 в 1949 года до 3100 штук в 1954 г., освоить специальные и автобусные шасси и с 1953 года существенно расширить производственные площади предприятия. В 1955 году началось изготовление новых серий "1100", "1300" и "1500" грузоподъемностью 5, 6 и 7 тонн соответственно и полной массой 8,4-11 дизелями "Лейланд 0.350" (Leyland) рабочим объемом 5750 см3 и мощностью 105 лошадиных сил. С окончанием строительства моторного цеха в Эйндховене приступили к лицензионному производству английских дизелей "0.350", получивших обозначение "DD575" и отрегулированных на мощность 120 "лошадей". Их устанавливали на новые серии "1600" и "1800" полной массой 12-14 тонн. С конца 50-х годов фирма выпускала также собственный бензиновый двигатель "ВВ475" (155 л.с.). В 1957 году появилась единственная разработанная полностью на ДАФе серия капотных грузовиков. Поначалу она состояла из двух базовых моделей "А12" и "А15" грузоподъемностью 4,5-7 двигателями "Геркулес", "Перкинс" или "Лейланд". Впоследствии в это семейство, выпускавшееся до 1970 г., влились новые варианты "А13", "А16" и "А18". Считается, что именно эта гамма создала характерный облик ранних грузовиков ДАФ с округлыми боковинами капота и своеобразным навесом над облицовкой радиатора. Этот фирменный элемент внешнего оформления перекочевал в 1957 и на новые бескапотные серии "А2000" и "А3000" (6x2) грузоподъемностью 8-11 тонн для дальних перевозок в составе автопоездов полной массой 28-32 тонны. В 1961 году на седельном тягаче "AS2000DO" появилась первая удлиненная кабина со спальным местом. Эти автомобили выпускали до 1967 года в исполнениях "2200", "2300", "2400" и "3200" с колесной формулой от 4x2 до 6x4. Сначала их комплектовали в основном собственным двигателем "DD575" мощностью 120 л.с., с 1959 года - вариантом "DS575" с турбонаддувом мощностью 165 "коней". С 1960 года применяли новый дизель "DO680" (ISO-190 л.с.), а последнюю серию "А2400" с 1965 года комплектовали двигателем "DP680" (220 л.с). Огромное значение в становлении компании ДАФ сыграли армейские полноприводные автомобили, выпускавшиеся в соответствии с планом Маршала и оснащавшиеся преимущественно бензиновыми моторами "Геркулес". В 50-е гг. эта программа включала пять базовых моделей от легкого джипа "YA054" и 1-тонного тактического грузовика "YA126" (4x4) до 3-х тонного вездехода: "YA328" (6x6). Этот автомобиль послужил базой для пожарных машин и бронетранспортеров. В 1958 году аббревиатура ДАФ получила новый смысл: фирма была переименована в автомобильную и стала называться "Ван Доорне Аутомобиль Фабрик" (Van Doorne's Automobile Fabriek). В тот год она создала небольшую легковую модель ДАФ-600. Помимо 2-х цилиндрового оппозитного двигателя воздушного охлаждения (590 см3, 22 л.с.) она отличалась необычной автоматической клиноременной трансмиссией "Вариоматик" (Variomatic). В последующие годы эта машина постоянно совершенствовалась, а её многочисленных наследников до 1980 года предлагали как пикапы и легкие фургоны. В 1967 году с использованием агрегатов легкового автомобиля ДАФ-33 с 2-х цилиндровым двигателем (850 см3, 40 л.с.) и трансмиссией "Вариоматик" началось производство миниатюрного грузовика "Пони" (Pony) полной массой 1,6 тонны. Он мог перевозить 750 килограмм грузов и развивал скорость 70 км/ч. Выпускали его всего три года. Очередное обновление основной грузовой программы началось в 1960 году с внедрения гаммы бескапотных машин со специфической облицовкой радиатора в форме неправильного восьмиугольника. Это семейство находилось на производстве свыше 10 лет и включало многочисленные варианты базовых серий "А1300", "А1500", "А1600", "А1800" и "А1900" с собственными бензиновыми и дизельными двигателями (120-165 л.с.) и 6-ти ступенчатой коробкой передач. Более важное событие произошло в 1962 г., когда фирма представила принципиально новую бескапотную серию "А2600" полной массой 16-19 тонн с более вместительной и удобной кабиной с модной в то время передней облицовкой с четырьмя фазами. Вначале основным силовым агрегатом был дизель "DP680" (220 л.с.). Год спустя появилась унифицированная серия "А2300" полной массой 15,4 тонны с такой же кабиной, но с двигателем "D0680" (180 л.с.). Эти автомобили оснащали новой сварной рамой, рессорной подвеской с передними телескопическими гидро-амортизаторами двойного действия, 2-контурным пневматическим приводом тормозов и рулевым механизмом с гидроусилителем. В свое время они считались наиболее совершенными, безопасными и красивыми и принесли фирме всемирное признание. Другим важным моментом в истории ДАФа стало приобретение в 1968 г. лицензии на рядный 6-ти цилиндровый дизель "Лейланд 0.680", который лег в основу наиболее известного двигателя ДАФ серии "DK1160". При этом его рабочий объем возрос с 11100 до 11627 см3, а мощность составляла 165-230 л.с. временно был создан 6-цилиндровый дизель (68 см3, 156 л.с.), - впервые установленный на последнюю капотную модель "А18". В начале 70-х гг. на ДАФе создали максимально унифицированную гамму грузовиков "F", собираемых из стандартизированных деталей и агрегатов и оснащенных несколькими типами кабин над двигателем, выполненных по модульному принципу. Прежние серии были заменены новыми многочисленными, внешне почти не отличавшимися друг от друга моделями, с различными техническими параметрами. Одновременно ввели новую индексацию моделей, существующую до сих пор: "FA" - грузовик с бортовой платформой; "FT" - седельный тягач; "FAG", "FAT" и "FAD" - шасси 6x2, 6x4 и 8x4 соответственно; "FAZ" - вариант 6x6. Обострение экологических проблем привело ДАФ в 1971 г. в так называемый "Клуб четырех", куда входили также фирмы "Магирус-Дойц" (Magirus-Deutz), САВИЭМ (SAVIEM) и "Вольво" (Volvo). Так в 1975-76 гг. в программе ДАФа появились легкие серии "F500", "F700", "F900" и "F1100". Первые две с дизелем "Перкинс" (80 л.с.), остальные - с собственным двигателем "DD575" (105 л.с.). По заказу все они комплектовались автоматической коробкой передач. На все автомобили устанавливали совместно созданную четырьмя компаниями новую кабину "Клуб" (Club) привлекательной внешности. С 1971 года фирма выпускала также собственную "легкую" серию "F1200/1400" с кабиной "F198" - уменьшенной копией версии "F1600". В 1978-79 гг. ее сменила созданная "Клубом четырех" гамма, состоявшая из моделей "F1300" и "F1500" полной массой 12-14 тонн с дизелем "DF615" (115 л.с., с турбонаддувом - 153 л.с.) и 5-ти ступенчатой синхронизированной коробкой передач. Для гаммы средних грузовиков в 1970 году была внедрена кабина "F218", внешне отличавшаяся от модели "2600" лишь облицовкой радиатора, встроенными в бампер прямоугольными фарами и приподнятой на 50 миллиметро крышей. Всего же гамма включала базовые модели "F1600", "F1800", "F2000", "F2200", "F2400", "F2500" и "F2600" полной массой 13-16,3 тонны. С 1973 года начался выпуск тяжелой гаммы "F2800" с кабиной "F241", выделявшейся широкой решеткой радиатора из черной пластмассы и четырьмя круглыми фарами. На автомобили устанавливали новые дизели "DU825" (216 л.с.), а также двигатели "DK1160", в том числе новые варианты "DKT1160" с турбонаддувом мощностью 255-304 л.с. и коробки передач с числом ступеней от 6 до 13. Внедрение в 1973 г. системы промежуточного охлаждения наддувочного воздуха на дизеле "DKS1160" позволило повысить его мощность до 280-330 л.с. Отсутствие более мощных двигателей заставило фирму использовать на своем самом тяжелом армейском тягаче "FTT3500" (6x4) американский дизель "Камминс" (Cummins) мощностью 475 "лошадей". С 1979 году на магистральных тягачах "FAT2800" применяли усовершенствованный дизель "DKSE1160" (280 л.с.) с промежуточным охлаждением, имевший лучшие для своего времени скоростные и нагрузочные характеристики и обладавший наилучшим в то время минимальным удельным расходом топлива - 149 г/л.с.ч. Он оснащался системой VISAR, позволявшей водителю постоянно получать информацию о расходе топлива и оптимальном режиме переключения передач. В 1976 году дебютировали грузовики "F2300" полной массой 16 тонн с дизелем "DH825" (156 л.с.) или его вариантами "DHR825" (204 л.с.) с турбонаддувом и "DHU825" с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (230 л.с.). Автомобили предлагали в вариантах 4x2, 6x2 или 6x4 с колесной базой 2850-3650 миллиметров и кабиной "F241" со спальным местом. С 1977 года их дополняла серия "F2100" с новой кабиной "F220", в целом идентичной модели "F241", но оснащенной механизмом опрокидывания. Для расширения программы и выхода на новые рынки в ноябре 1971 года ДАФ подписал соглашение с компанией "Интернэшнл Харвестер" (International Harvester). В результате в 1973 году в программе появился тяжелый капотный строительный самосвал "NAT2505" (6x4), представлявший собой американский "Пэйстар-5000" (Paystar) с голландским дизелем "DKA1160" мощностью 230 л.с. С 1979 году его заменил самосвал "NAT2800" с двигателем "DKS1160" (310 л.с.), кабиной "Магирус-Дойц", 16-ти ступенчатой коробкой передач ЦФ и мостами "Штайр" (Steyr). В 70-е гг. ДАФ создал множество интересных специальных конструкций. Например, в 1978 г. фирма представила шасси "FM2000" для перевозки строительных панелей с рамой в виде двутавровой балки и колесной базой 5860 миллиметров. Совместно с электротехническим концерном "Филипс" (Philips) был создан опытный 4-х цилиндровый двигатель внешнего сгорания системы Стерлинга (Sterling) мощностью 200 л.с. С 1978 году ДАФ ввел в свою программу тягачи для контейнерных терминалов, а с 1979 года прекратил выпуск прицепов. Вместе с тем, энергетический кризис заставил ДАФ продать в 1976 году свое легковое отделение шведской компании "Вольво", что позволило сосредоточить все силы на грузовиках. В результате в 1979 объем производства превысил 15 тысяч штук, в том числе 1 тысячу автобусов, а в 1980 году фирма отпраздновала выпуск 200-тысячного автомобиля. На предприятиях фирмы в Голландии и Бельгии трудилось в это время 9,1 тысячи человек. 1980-е гг. начались с модернизации всех ранее созданных автомобилей. Тяжелую гамму пополнили серии "F2305" и "F2505", укомплектованные наиболее мощными вариантами дизелей семейства "DH825" (220-250 л.с.), 6-ти или 16-ти ступенчатыми коробками передач. Серия "F2805" получила два типа двигателей - "DKTD1160" и "DKSE1160" (255-280 л.с.), 12-ти и 16-ти ступенчатые коробки передач. С1982 г. выпускалась гамма "F3300" с дизелем "DKX1160" с турбонаддувом. В 1981 г. все кабины тяжелых машин получили усиленную звукоизоляцию, понизившую уровень внутреннего шума на 4-5 дБ. С 1986 г. на новых сериях "F1700" и "F1900" (158-212 л.с.) полной массой 14-17,5 тонн появилась модернизированная кабина с упрощенной передней облицовкой, менявшаяся затем на всех остальных моделях. Благодаря дополнительной звукоизоляции ДАФ к концу десятилетия стал первой в Европе фирмой, которой удалось снизить уровень внутреннего шума до 79 дБ. В 1985 г. было внедрено второе поколение системы промежуточного охлаждения "ATi" (Advanced Turbo Interceding), позволившей повысить мощность при сокращении расхода топлива и снижении содержания токсичных примесей в отработавших газах. С середины 80-х гг. начался выпуск новой флагманской серии "F3600" с дизелем "DKZ 1160ATi" мощностью 373 л.с. К этому же времени относится создание фирмой АФ уникальных грузовых полноприводных автомобилей для участия в ралли-марафоне Париж-Дакар. В гонках 1984 г. участвовал прозванный "Чудовищем" вариант "FAV 3300DKX2" с двумя двигателями мощностью 340 и 420 л.с. и двумя кабинами - спереди и сзади. При полной массе 13 тонн он развивал скорость 160 км/ч. Через год этот вариант появился в облегченном исполнении с одной кабиной. Он весил 11,5 т. и достигал скорости 165 км/ч. В 1986 г. на старт вышел "FAV 3600DKX2 Турбо Твин II" (Turbo Twin) с двумя двигателями по 495 л.с., позволившими впервые в мире превзойти на тяжелом серийном грузовике рубеж скорости 200 км/ч. Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась крупными приобретениями: в апрель 1987 г. вступил в силу контракт о покупке крупнейшего британского производителя грузовых автомобилей, бывшего компаньона ДАФа компании "Лейланд", а одно с нею и небольшой фирмы "Фрейт Ровер" (Freight Rover) из Бирмингема. Так было образовано британское отделение "Лейланд-ДАФ", и уже в декабре 1986 г. была представлена серия развозных фургонов ДАФ V400 полной массой 2,8-3,5 т., представлявших собой копию английских моделей. Через три года появилась легкая модель "V200" полной массой 2,5 т. с дизелем Вжинс"(60 л.с.). С 1988 г. на главном заводе в городе Лейланд под маркой "Лейланд-ДАФ" была налажена сборка грузовиков ДАФ F1900. Между тем в августе 1987 г. на главном предприятии в Эйндховене началось производство новой тяжелой серии "95", которой было присуждено звание "Грузовик 1988 года". На машины установили новую кабину "F249", разработанную совместно с испанской фирмой "ЭНАСА-Пегасо" (ENASA-Pegaso). Первое время автомобили предлагали с прежними дизелями серии "1160" (306, 352 и 383 л.с.). Позже серию "95" пополнили варианты полной массой 20,5-35,0 т. с двигателями мощностью до 507 л.с., и через год флагманом стал седельный тягач "FT95.500" с 14-литровым дизелем "Камминс", который имел ресурс свыше 1 миллиона километров пробега и удовлетворял перспективным нормам "Евро-2", с новыми кабинами повышенной комфортности. В 1994 году сенсацию вызвал автомобиль "FT95" с кабиной "Супер Спейс Кэб" (Super Space Cab) с внутренним объемом 10 м3, высотой от пола до потолка 2255 мм., шириной спального места 810 миллиметров. Тем временем, на новом заводе ДАФа в Тэйме началась сборка серий "45" и "55" полной массой 6,5-15 тонн с 6-ти цилиндровыми дизелями "Камминс" (5,9 л., 132-211 л.с.). В 1992 году появились новые серии "65", "75" и "85" полной массой 18-34 тонны с дизелями мощностью 181-401 л.с., многоступенчатыми коробками передач и пневматической подвеской. С 1998 их модернизированные варианты с индексом "CF" (Compact Forte) получили более обтекаемую кабину, сужающуюся к передней части, и двигатели мощностью до 430 "лошадок". Новый тяжелый автомобиль "DAF 95XF" (Extra Forte) заслужил звание "Грузовик 1998 года". При сохранении общего стиля 95-й серии кабина получила более высокие двери, полностью закрывающие боковые ступени, и новую облицовку радиатора. Для автомобиля предназначены дизели "Камминс" (381-530 л.с.) и система переключения передач "Сервошифт" (Servoshift) с пневматическим усилителем. В сентябре 2000 году для тяжелых серий была представлена новая еще более экстравагантная кабина "CF" повышенной вместимости. Несмотря на огромные достижения, положение ДАФа с конца 80-х гг. стало ухудшаться. В 1993 году британское отделение "Лейланд-ДАФ" распалось. В Леиланде англичане наладили сборку своих прежних грузовиков, а отделение в Бирмингеме превратилось в самостоятельную фирму ЛДВ (LDV). Осенью 1996 г. американская машиностроительная корпорация "Паккар" (Paccar) выкупила 100% акций ДАФа, став ее полноправным владельцем. При этом с 2000 году английское отделение в Тэйме было переименовано в ДАФ. С 2001 г. оно начало выпуск нового легкого семейства "LF". Компания ДАФ, выпуская в среднем по 25 тысяч автомобилей в год, остается одним из крупнейших в мире изготовителей средних и тяжелых грузовиков. ©. Фотографии взяты из общедоступных источников. Источник: http://truck-auto.info | |
Просмотров: 3611
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |