На Российский рынок большегрузных самосвалов автомобильный концерн Foton начали поставлять самосвалы нового поколения, существенно измененные. Я расскажу вам о самосвале на четырех осях, и сравнивать его с трехосником, казалось бы, некорректно. С другой стороны, китайские многотоннажники создаются максимально просто - к трехосной конструкции подкатывается дополнительный мост, усиливается рама и устанавливается кузов большей вместимости. Вот и все изменения. Даже руководство по эксплуатации 3-х и 4-х осных большегрузов из Поднебесной зачастую печатается одной брошюрой для двух моделей, в принципе наподобие происходит и на наших автозаводах.Поэтому без проведения параллелей обойтись не удастся, тем более, что в машинах нового поколения есть наследственные черты. Есть и изменения, ведь машины сошли с конвейера в 2008 году и создавались для импорта в Россию, а значит, соответствуют экологическим стандартам Euro-3. Кабина отличается от предшественника лишь на первый взгляд. В сущности тут увеличены лишь передние угловые щеки с аэродинамическими дефлекторами, капот и облицовка радиатора. Последнее обусловлено технической необходимостью - установленный на грузовике двигатель норм Euro-3 имеет сложную конструкцию и нуждается в хорошей вентиляции моторного отсека. В металлическом бампере появились черная пластмассовая вставка, площадка для ног и другая оптика. С новой светотехникой машина смотрится неплохо, но и предыдущие блок-фары были вполне современны. И если уж ежегодно менять конструкцию оптики (отечественным производителям такое может только сниться), то не мешало бы позаботиться и о бесперебойной поставке запчастей в Россию.Кабина расположена высоко от земли, поэтому кроме основных, появились дополнительные ступеньки, закрепленные на шарнирах - на бездорожье карьеров и строек подножка просто сложится. А вот защитных решеток на передней оптике так и не появилось, хотя для наших условий эксплуатации они необходимы. Внутри обновленный Foton - чистый "европеец". Или... почти "европеец", ведь каркас кабины остался прежний, значит, места особенно не добавилось. А так хотелось чуть больше простора! Для среднестатистического "китайца" спальная полка, может, и в самую пору, а для наших широкоплечих шоферов маловата. Это, скорее, кушетка для отдыха, а не кровать для ближнемагистральных командировок. Так что и работа будет ограничена наиболее целесообразным для самосвала коротким плечом в 30-40 километров.Обод нового 4-х спицевого рулевого колеса аккуратно обшит искусственной кожей неплохого качества. Баранка приятна на ощупь и имеет оптимальный диаметр хвата. Небольшой рычаг КП расположен в удобном месте и отлично ложится в руку. Двухцветная передняя панель неплохо "нарисована", да и собрана на достойном уровне. Равные зазоры между панелями приятно удивляют, но еще большее впечатление производит сам пластик. Да-да, китайские производители доросли до хорошего качества материалов отделки. Кондиционер и магнитола, естественно, в базовой комплектации. Шторки на весь внутренний периметр кабины тоже. На потолке, рядом с обычной лампочкой подсветки вмонтирован огромный фонарь дневного света. Лепота! А вот педальный узел не приглянулся. Простора для ног достаточно, но педаль тормоза напольная, при этом чересчур тугая. Информативности ей явно не хватает. Чтобы хоть как-то контролировать усилия, приходится при каждом торможении отрывать пятку ноги от пола, и аккуратно нажимать на верхний край педали. За счет большего плеча выходит более-менее точное и плавное торможение. Педаль сцепления, наоборот, подвесная.К ее работе претензий не возникло, но вот сама конструкция оказалась "хлюпенькой". Болт крепления постоянно норовил открутиться, и в процессе испытаний нам приходилось несколько раз водворять его на место. И еще одна наследственная черта: практически отсутствуют салонные ящики и боксы. Как и в машине предыдущего поколения, мелочи можно сложить в один единственный "бардачок", размещенный над ветровым стеклом, возле пассажира. Для кабины грузовика со спальным местом этого явно недостаточно. Привычные места для ниш (в передней панели справа и между сиденьями) забиты блоками предохранителей. При этом пепельниц в машине три, а подстаканников вообще четыре - два стационарных и два в спинке среднего сидения. Обзорность с водительского места традиционно своеобразная, но в целом неплохая. Большая площадь остекления и комплект зеркал заднего вида позволяют легко контролировать обстановку вокруг самосвала. Подрессоренные сиденья чуть сглаживают неровности дороги, но двухточечная подвеска кабины дает о себе знать - на ухабах водителя и пассажира трясет даже при движении на загруженной машине.При беглом осмотре двигатели на грузовиках Foton разных поколений ничем не отличаются. Это все тот же рядный 6-ти цилиндровый дизель с раздельными головками цилиндров, созданный специалистами Weichai Engine по лицензии Steyr. Но моторы похожи только внешне. Как я уже говорил, четырехосный Foton Auman 9336W оснащен турбодизелем WP10.336 Euro-3. Его форсировали до 336 "лошадей" (об этом говорят последние цифры в маркировке машины и мотора). Кстати, WP 10.336 - один из самых мощных китайских силовых агрегатов, поставляемых к нам. Но для самосвала подобной грузоподъемности и его недостаточно. Даже при полной массе самосвала 44,5 тонн (а грузить в машину будут гораздо больше 26 тонн) двигатель работает на пределе с явной нехваткой мощности. На затяжных подъемах часто пришлось переходить на пониженные передачи и крутить мотор до красной зоны. Сравнивая с 400-сильным "Урал-583106" убеждаешься, насколько разница в 60 лошадиных сил существенно влияет на динамические показатели и манеру управления. На "китайце" приходилось постоянно ловить момент для переключения: чуть зазевался - обороты упали, потеряна скорость, и долгий подъем по 8-ми ступенчатой "лестнице" коробки передач приходится начинать заново.Небольшая доработка коснулась и коробки передач RC 11509. Если у модели RT11509C на прошлогоднем Foton Auman 1280W схема зеркальная (1-я ступень справа вверху, 8-я слева внизу), то теперь алгоритм переключений перевернули на более привычный европейский манер. Это позволяет быстрее включать следующую передачу, машина не теряет ход, мотор с легкостью подхватывает, а все это в сумме помогает существенно снижать расход топлива. Уменьшилась и вероятность "порвать" КП, воткнув не ту ступень на большой скорости. Так что возврат к привычной схеме не такая уж мелочь. Кстати, в сравнении с подобными несинхронизированными китайскими КП трансмиссия оказалась более предсказуемой и простой в обращении. Во время теста трехосного Auman 1280W мы обращали внимание на удобство работы с КП, но тогда сослались на существенный пробег тестовой машины и обкатку трансмиссии. Пробег же Auman 9336W около 3000 км., при этом передачи включаются предельно четко (в сравнении, конечно, с китайскими аналогами). Показателем неплохой работы трансмиссии может служить тот факт, что на несинхронизированной КП мы практически не использовали двойной выжим педали сцепления.О вопросах ремонтопригодности, обслуживания и ресурса новых узлов, в частности, силового агрегата, говорить пока рано - опыт эксплуатации не так велик, чтобы делать какие-либо выводы. Но основная конструкция осталась неизменной. На самосвал установлены знакомые задние мосты с межколесной и межосевой блокировкой собственного производства, поэтому проблем с поставкой запчастей возникнуть не должно. Управляемые оси так же не притерпели изменений и практически идентичны друг другу. Несинхронизированная трансмиссия четырехосника скорее всего без существенных доработок будет устанавливаться и на другие модели тяжелых грузовиков. А значит даже в случае поломки, унифицированную КП можно будет легко вернуть в строй. Так что, вопрос только в электронной начинке мотора Euro-3. От того, насколько непривередливой она окажется, во многом зависит репутация нового автомобиля в целом.Теперь о мелочах. В первую очередь можно отметить, что на различных шаровых соединениях применены не резиновые, а силиконовые пыльники. Китайские производители прислушались к жалобам российских эксплуатационников на плохое качество резиновых изделий на машинах из Поднебесной. В условиях российских зим резинки трескались и быстро выходили из строя, переставая выполнять свои функции. Думаю, что силиконовые изделия окажутся куда более долговечными. Металлические трубки кондиционера, в местах возможного контакта с кабиной проложены резиновыми уплотнителями. Крышка топливного бака закрывается на замок, причем для отпирания дверей и бензобака используется один ключ. Это избавит водителя от необходимости носить с собой целую связку ключей, как это часто происходит на российских грузовиках. Но есть и явные недоработки. Страховочная опора поднятой самосвальной платформы настолько миниатюрна, что в случае необходимости вряд ли предотвратит падение даже порожнего кузова. Есть вопросы и к рациональному использованию объема кабины. Под спальной полкой без видимых проблем можно было бы разместить два инструментальных ящика, которые оказались бы очень кстати при явном недостатке боксов для мелочей.Бесспорно, что после доработки Foton Auman стал современнее и практичнее. Интерьер и экстерьер стали более дружественными. Новые узлы и агрегаты хоть и усложняют конструкцию, но от современных стандартов никуда не денешься, и тут китайцы шагают в ногу с прогрессом. Но есть и традиционные минусы машин из Поднебесной, которые остались нерешенными. В первую очередь, это недостаточная мощность силового агрегата. Машина, конечно, способна перемещать грузы из точки "А" в точку "В", но для подобной грузоподъемности даже 340-сильного мотора недостаточно. В конечном итоге это снижает производительность труда, которую китайцы компенсировали огромной вместимостью кузова. Совокупность выявленных факторов позволила четко определить специфику эксплуатации: торфоразработки, углежжение, лесопереработка, сельское хозяйство, химическое производство и транспортировка легкой породы и легковесных строительных грузов на обустроенных дорогах. Наследственно чертой грузовиков марки Foton является путаница с полной массой и грузоподъемностью автомобилей.Официальная грузоподъемность трехосного Foton Auman 1280W - 12,5 тонн. Но при загрузке самосвала песчано-гравийной смесью приблизительной плотности 1650-1800 кг/м3 - эти самые 12 тонн занимают лишь треть кузова! Естественно, мало кто столько будет грузить. Раз машина способна вместить в 2,5 раза больше - так тому и быть! Но возникают резонные вопросы. Во-первых, полная масса грузовика c загрузкой по борта превысит допустимые законодательством нагрузки на дорожное полотно. Во-вторых, перегруз может послужить поводом для прекращения гарантии. Снаряженная масса Foton Auman 9336W составляет 18 т., при этом полная масса автомобиля ограничена заводом-изготовителем 31 тонна. Итого, официальная грузоподъемность четырехосного самосвала всего 13 тонн. При этом кузов 4-х осника на порядок больше, нежели у младшего собрата. Да и стоило ли ради 0,5 тонны городить огород с дополнительной поворотной осью?Значит, перевозчик и водитель впадут в соблазн перегружать машину. Поэтому мы рекомендуем обсудить с дилером вопрос допустимой полной массы автомобиля и условия сохранения гарантийных обязательств на самосвал. Но не все так плохо! Особенность конструкции Auman 9336W позволяет его с выгодой применять на транспортировке насыпных грузов малой удельной плотности: сфагнового торфа (130-180 кг/м3), вермикулита (150 кг/м3), полимеров (150-400 кг/м3), технологической щепы и опила (200-300 кг/м3), древесного угля (300-630 кг/м3), керамзита (250-800 кг/м3), диатомита (670-760 кг/м3), фуража, силоса, сена и соломы.
Источник: http://truck-auto.info |