В начале 1999 года иорданский король Абдула II, в лице только созданной с целью развития отечественных вооружений компании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) заключил с фирмой Bin Jabr Group Ltd. (BJG) из объединённых арабских эмиратов контракт на разработку многоцелевого автомобиля повышенной проходимости альтернативного "Хаммеру". Для реализации проекта BJG обратилась к нижегородцам. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автомобильного завода (ОАО "ГАЗ") ЗАО "Промышленные компьютерные технологии" (ПКТ).
Предполагалось, что россияне разработают стиль и конструкцию автомобиля под кодовым обозначением АВ17, изготовят три его полнофункциональных демонстратора с различными кузовами для участия на международной выставке вооружений и военной техники "IDEX-2001", после которой, совместно со специалистами BJG, проведут полномасштабные шестимесячные испытания AB17 в Арабских Эмиратах, в числе которых значился и 300-километровый испытательный пробег в пустыне. Техническое задание предусматривало: рациональный дизайн как внешних форм, так и интерьера салона; условия для пассажиров на уровне легкового автомобиля среднего класса; хорошая технологичность при серийном производстве; простая и "не убиваемая" конструкция узлов и агрегатов (Абдула II жаловался, что у его солдат хаммеры живут не долго); высокая надежность при эксплуатации в тяжелых условиях пустыни при температуре до +50oС, способность преодолевать песчаные барханы с углом въезда и съезда 52o, а так же водные преграды глубиной до 1,2 метра. Гражданской версии для простых обывателей не предусматривалось.
В самом начале проектных работ за прототип был взят "Хаммер". По выражению одного из разработчиков, "от него плясали при определении идеи ТИГРЫ". За короткое время был проведен весь комплекс проектно-конструкторских работ. Официально за разработку кузова (не бронированная версия) и корпуса (бронированная версия) и интерьера отвечала фирма ПКТ, а за ГАЗом была разработка шасси. К созданию машины были привлечены специалисты Арзамасского машиностроительного завода (ОАО "АМЗ"), Нижегородского авиастроительного завода "Сокол" (ОАО "НАЗ-Сокол"), а также ряд других предприятий. В 2000 году при сборке на опытном производстве ГАЗа новый внедорожник получил обозначение ГАЗ-2975 и название - ТИГР.ГАЗ-2975 имеет классическую капотную компоновку. На лонжеронной раме, изготовленной из специальной стали с повышенными прочностными характеристиками, смонтированы турбодизельный двигатель с механической или автоматической коробкой передач (по техзаданию на собранные образцы были установлены дизельные двигатели Cummins В-180 и автоматической коробкой передач Allison AT-545 и Allison LCT-1000, двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом от автомобиля ГАЗ-3937 ВОДНИК, подвеска, а также рулевое управление с гидроусилителем, система охлаждения и два топливных бака по 70 л. каждый.
Независимая торсионная подвеска с увеличенными до 325 мм. ходами, более энергоемкими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости взята от бронетранспортера БТР-80, включая главные передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Дорожный просвет можно изменять в диапазоне примерно 100 мм. путем регулировки торсионов, расположенных внутри лонжеронов рамы. Межосевой конический дифференциал блокируется принудительно шлицевой муфтой с электропневмоприводом. Для увеличения дорожного просвета внутри каждого колеса установлен герметичный колесный редуктор. Тормоза - гидравлические двухконтурные с пневмоусилителем. Автомобиль оборудован системой автоматического контроля давления в шинах.
Каждый образец получил свой вариант кузова, который крепится к раме в десяти точках болтами через резиновые подушки: один - 5-ти дверный, сваренный из термообработанных плоских бронелистов толщиной 5 мм. (этот образец дополнительно получил импортную климатическую установку), остальные два - из дюралевых листов. На переднем бампере 3-х дверной "алюминиевой" машины со складывающимся ветровым стеклом была установлена электролебёдка, на другой - 5-ти дверной - "кенгурин".
В столицу ОАЭ г. Абу-Даби все три "Тигра" были доставлены 12 марта 2001 года на самолете ИЛ-76. На выставке автомобиль демонстрировался под наименованием ТИГР 4Х4 HMTV (High Mobility Tactical Vehicle - высоко-мобильная тактическая машина). После испытаний машин в пустынных условиях отношения между компаниями BJG и ПКТ были прекращены, при этом у каждой из них остался пакет технической документации. Опытные образцы остались в Абу-Даби. "Когда первые опытные образцы и документация была переведена Абдуле II, вопрос производства тигра в российской федерации и не планировался, и только благодаря последующему интересу со стороны силовиков, ТИГР возродился вновь. Американцы потом продали Абдуле II "Хамеры" с большой скидкой", - вспоминал потом один из конструкторов ГАЗ-2975.
В 2001 - 2002 годах фирма ПКТ по заказу ГАЗа переработала первоначальный вариант ГАЗ-2975. В техзадании уделялось особое место обеспечению безопасности экипажа. На автозаводе было построено 5 новых образцов "многоцелевого транспортного средства повышенной проходимости", "второй серии" с кузовами трёх типов, которые своим ходом отправились в Москву: две машины - для участия в качестве "статичных" экспонатов на VII Московской Международной автомобильной выставке "Мотор-Шоу 2002" (MIMS-2002), а ещё три - на показательные выступления техники двойного назначения на научно-испытательную базу 21-го НИИАТ МО РФ (подмосковный г. Бронницы). Бронированный 3-х дверный автомобиль с грузопассажирским отсеком был представлен как "ТИГР 1" (в некоторых источниках обозначался как ГАЗ-29751), 5-ти дверный, рассчитанный на перевозку четырех человек и от 500 до 1000 килограммов груза - "ТИГР 2" (ГАЗ-29752) и 3-х дверный с тентованной грузовой платформой - "ТИГР 3 " (ГАЗ-29753). На все машины был установлен двигатель Cummins B-180 и чешская механическая 6-ти ступенчатая коробка передач Praga 6PS51. Для облегчения веса переднее оперение машин было изготовлено из композитных материалов.
На московской премьере "Тигр", за внешнее сходство со своим знаменитым заокеанским собратом сразу же прозванный журналистами и посетителями выставки "Русским Хаммером", был удостоен целого ряда различных наград, в том числе стал победителем в номинации "Лучший специальный автомобиль" и удостоился третьего места в номинации "За перспективность, оригинальный дизайн и концепцию".
По словам специалистов ГАЗа на "MIMS-2002" в качестве альтернативы на автомобиль предусмотрена установка более мощного двигателя CUMMINS B 215, агрегатированного с автоматической коробкой передач, или отечественных 6-ти цилиндровых отечественных двигателей - перспективного ярославского ЯМЗ-536 или ГАЗ-562, выпускаемого по лицензии Австрийской компании STEYR. Прорабатывается возможность совместного производства дизелей IVEKO. ведутся работы и по собственной коробке передач гражданский вариант ТИГРА может дополнительно оснащаться и ABS, предпусковым подогревателем, кондиционером, электроприводом стекол, кожаным салоном, центральным замком. К машине проявили высокий интерес организации топливно-энергетического комплекса, силовые структуры. Необходимость создания ТИГРА - это первый шаг к идее унифицированного автомобиля для командного состава среднего звена. ТИГР мог бы решать задачи как управления полком или дивизией в мирное время, так и при оснащении машины средствами связи и легким стрелковым оружием - для решения задач в "особый период".
Во второй половине 2002 года для проведения внутризаводских сертификационных испытаний на ГАЗе были собраны пять новых "Тигров", проходила подготовка к освоению мелкосерийного промышленного производства автомобилей ГАЗ-2975 на создаваемом дочернем предприятии - Заводе автомобилей малых серий (ООО "ЗАМС"). В Арзамасе, где ранее планировалось разместить сборку модели на мощностях ОАО "АМЗ", было решено производить только ходовую часть автомобиля. В течении 2003 года для различного рода испытаний были собраны следующие пять "Тигров" и после получения сертификата соответствия транспортных средств категории "N" семейство нижегородских внедорожников получило новый "грузовой" индекс - ГАЗ-2330.
Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения,
сообщите нам и нарушение будет устранено.