Главная » Статьи » Грузовые » КраЗ |
Первенец Украинской автомобильной промышленности, ранее несший имя ЯАЗ-222, получил название КрАЗ-222 "Днепр". Датой рождения считается 10 апреля 1959 года. В этот день с завода сошли первые два самосвала. они имели трехосную конфигурацию с приводом на два задних моста (6х4) и грузоподъемностью 10 тонн. Автомобили собирали из Ярославских машинных комплектов за исключением рамы и надрамника, которые изготавливались собственными силами. Ярославский завод передал Кременчугу часть технологического оборудования, однако основные мощности производственной базы для сборочного, механического, сталелитейного и других цехов пришлось пополнять самим. В апреле со стапелей сошло пять автомобилей, которые приняли участие в первомайских демонстрациях в самом Кременчуге и Полтаве, дав тем самым старт зарождающемуся на берегах Днепра автомобилестроению. Самосвалы получили новую символику. Центр крышки капота в передней части украшал гребешок в виде красно-синего флага советской Украины, а на радиаторной решетке красовался буквенный логотип "КрАЗ" на таком же сине-красном фоне. Крышки моторных боковин чуть выше фар имели надпись "Днепр 222", ниже которой красовалась волнообразная линия, символизирующая водную гладь древней реки. Здесь есть интересный факт: оба завода в Ярославле и Кременчуге автомобили этой серии выпускали параллельно. Лишь во втором квартале 1960 года Ярославль полностью перешел на выпуск дизельных двигателей и коробок передач, отдав приоритет в производстве тяжелых машин Кременчугу. Запустив в мае конвейер, автозавод вскоре освоил производство полноприводного трехосного вездехода КрАЗ-214 (6х6) и грузовика КрАЗ-219 (6х4). Если на первых порах все машинные комплекты шли из Ярославля, то уже с 1960 года практически все комплектующие к машинам автозавод производил собственными силами. У смежников приобретались лишь некоторые узлы и агрегаты, а из Ярославля шли только моторы.В том же 60-м году завод полностью свернул выпуск сельхозтехники как несвойственное данному предприятию производство и занялся автомобилестроением, параллельно развивая собственную школу конструирования. Ее костяк составили приехавшие из Ярославля и других городов специалисты. Под их непосредственным началом в дальнейшем разрабатывались машины следующих поколений, в том числе модели 250, 251, 255 и другие. Самосвалы 222-й серии оснащались двухтактными дизельными моторами ЯМЗ-206, которые раньше шли под маркировкой ЯАЗ. Эти рядные 6-ти цилиндровые силовые агрегаты развивали 165 "лошадок" и по тем временам считались довольно мощными, поскольку автозаводы в Горьком и Москве для своих не столь тяжелых машин применяли более скромные моторы. Такими двигателями могли похвастать лишь не менее легендарные машины Минского автозавода, которые многим запомнились символикой зубра. Дизельный 7-ми литровый мотор (6927 смз) выдавал на-гора 705 Нм крутящего момента при 1000 об/мин и по тем временам не имел равных. Автомобиль "Днепр" также оснащался 5-ти ступенчатой механической КПП, в которой позже появились синхронизаторы на каждую передачу переднего хода, что воспринималось водителями как шик технической моды. В этом случае им не нужно было делать двойной выжим сцепления при переключении и перегазовку при переходе на пониженные передачи. На четырехтактные дизельные двигатели Кременчугский автозавод перешел лишь после того, как в 1961 году Ярославль освоил их производство. По тем временам "Днепр" считался великаном (полная масса - 23,5 т.). Если сейчас стандартная ширина автомобиля не превышает 2,5 м., то в первоначальной версии КрАЗ той поры имел 2,65 метра. Длина составляла 8,19 м., а высота 2,76 м., что практически идентично нынешним габаритам. Самосвалы 222-й серии хорошо себя зарекомендовали на больших и малых стройках, считавшихся по тем временам ударными и комсомольскими, а также на разработке и добыче полезных ископаемых. При их непосредственном участии строились знаменитые Братская и Усть-Илимская гидроэлектростанции, легендарная "Магнитка" и др. По праву самосвал этой модели можно считать страничкой истории всей страны. Всего же за семь лет в Кременчуге было выпущено 11630 самосвалов "Днепр", а в 1966 году ему на смену пришел более мощный 12-ти тонный самосвал КрАЗ-256. Спустя год после выпуска первых автомобилей автозавод начал экспортные поставки. Среди основных потребителей понравившейся техники были Аргентина, Афганистан, Болгария, Китай, Индия, Вьетнам и другие страны. А в 1962 году решением Правительства СССР Кременчуг передал техническую документацию на автомобиль КрАЗ-222 "Днепр" Токчхонскому автомобильному заводу Sungri в Корейской Народно-Демократической Республике. Вместе с документацией заводу пришлось поделиться некоторым оборудованием и оснасткой для налаживания производства автомобилей. К сожалению, ни одна из выпущенных машин первой партии до нынешней поры не сохранилась. Для восстановления истории Кременчугского автозавода пришлось подыскивать по всей стране и реставрировать модели других лет выпуска. Первым из груды металлолома восстановили грузовой вездеход КрАЗ-214. Вскоре нашли в плачевном состоянии "Днепр" КрАЗ-222 (1960 года выпуска) и КрАЗ-251Б1. Сейчас машины составляют костяк музея завода и своим ходом часто выезжают на праздничные торжества не только в Кременчуге, но и в другие города Украины, демонстрируя не только свою красоту, но и вехи истории нескольких поколений людей
Источник: http://truck-auto.info | |
Просмотров: 1316
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |