Оказалось, что в основе спортивной машины - серийный КрАЗ-5133ВЕ (4х4). Доработки были минимальными. Прежде всего, для строгих европейских габаритов (ограничение по ширине 2,5 метра) стандартные широко-профильные шины-"лапти", размерностью 1350х550-533 заменили белорусскими покрышками Бел-95 (16.00R-20). Для этого пришлось немного доработать ступицы ведущих мостов. Усилили и сузили до того же габарита бортовую платформу (ранее она была 2600 мм.). Соответственно доработали платформу изнутри - установили четыре мощные трубчатые дуги, защищающие кузов при опрокидывании. Вдоль боковых бортов расположили держатели для шести запасных колес, и на последней усиленной дуге закрепили небольшой кран-укосину тросовой лебедки для подъема и опускания запасных колес. Из видимых внешних изменений - дополнительные топливные баки с двух сторон, общим объемом 750 литров и тент кузова, полностью закрывающий борта.Кабину оставили без изменений, но выбрали удлиненную версию, изначально предназначенную для установки спального места. Сам "спальник" не монтировали, а три кресла расположили в шахматном порядке - так больше рабочего пространства для экипажа. Никаких дополнительных каркасов безопасности внутрь не вваривали (а зря, перевороты на "Дакаре" нередки, и дополнительно защитить кабину не мешало бы). Спортивных сидений вы здесь не увидите - стоят обычные сиденья - Pilot на пневмоподвеске. Прокатиться на них по европейским дорогам - самое оно, а вот буераки африканских пустынь они бы точно не выдержали. Косвенное доказательство - во время наших "покатушек" на двух креслах из трех пневмоподвеска вышла из строя (перетерлись шланги подвода воздуха). Более того, даже при небольших прыжках с песчаных барханов пассажиры с трудом удерживали в этих креслах "боевое" положение. А опрометчивое желание прокатить на машине девушку - PR-менеджера КрАЗа - и вовсе закончилось рассеченным в кровь подбородком. Вот и представьте, насколько нелегко пришлось бы экипажу в таких креслах на настоящем "Дакаре".В агрегатной части машины изменений немного. Двигатель оставлен серийный - ЯМЗ-238Д, мощностью 330 лошадиных сил. Забавно, что это даже не самый мощный агрегат из устанавливаемых на КрАЗы. Уже давно отработана установка под капот 400-сильного ЯМЗ-7511.10, но, видимо, 238-й посчитали более надежным. Самые интересные метаморфозы произошли с коробкой передач. Несмотря на то, что качество "родной" ярославской КП постоянно улучшается, в дальнюю дорогу выбрали китайскую 9-ти ступенчатую Shaanxi и сцепление MFZ-430. Несмотря на наш скепсис, все, кто знаком с машиной не понаслышке, в один голос уверяли - коробка просто шикарная! А на наш вопрос, откуда она вдруг взялась на КрАЗе, им пришлось сознаться: присматриваются, чтобы устанавливать их серийно как альтернативу ярославской.Других неожиданностей в трансмиссии уже не предвиделось - в ней применяются стандартная раздаточная коробка и серийные мосты с немного измененным передаточным отношением для обеспечения большей максимальной скорости. За руль спортивного КрАЗа я садился с трепетом - один только внешний вид машины заводит и провоцирует на "драйверский" стиль вождения. Да и зевак в уединенном песчаном карьере на берегу Днепра собралось что-то больно много. И откуда взялись-то? А вон оно, что! Местные рыбаки, до нашего приезда мирно сидевшие на льду, вдруг побросали спиннинги и как в партере устроились наблюдать заезды. А механик единственного экскаватора бросил работу и вылез на крышу драглайна, чтобы лучше видеть наши выкрутасы.Тем самым он полностью парализовал движение транспорта в карьере и создал пробку из БелАЗов. В общем, наш выезд не остался незамеченным. Постоянно включенный полный привод помогал "не опростоволоситься" на КрАЗ-5233ВЕ в сложной ситуации, но не давал "зажечь" в крутых виражах. Красивого сноса задней оси для эффектного фотоснимка добиться так и не удалось. Зато, катаясь по барханам на порожней машине, можно было пользоваться только верхним рядом передач, что в сочетании с действительно шикарной китайской коробкой (может, она изготовлена по спец-заказу?) избавляло меня от проблем с выбором передач - переключение по знакомой схеме происходило быстро и четко.О сцеплении и педали газа ничего не скажу: на прыгающей машине об их работе задумываешься в последнюю очередь, но раз от них не осталось "негатива", значит, все в норме. А вот тормоза - с "кразовским" характером! Нажатие педали тормоза надо очень точно дозировать. Если нажмешь педаль чуть сильнее, машина встанет как вкопанная. Хорошо, что в условиях песчаного карьера тормозить почти не приходилось - достаточно было просто сбросить газ, чтобы машина начала замедляться. Но руль пришлось крутить много и быстро. Он очень легкий, но со слабой обратной связью. На спортивной машине хотелось бы более чувствительного рулевого управления, но не будем забывать: агрегаты на машине серийные! Запомнилось еще, что при вращении руля от упора до упора в крайних положениях гидроусилитель на мгновение задумывался. Видимо, активное руление изначально не входило в планы разработчиков грузовика.Подмерзший в январе песок и отличная геометрическая проходимость КрАЗа создавали великолепный альянс для демонстрации скоростных проходов машины по пересеченной местности. Любая горка или овраг брались с легкостью или даже с некоторой небрежностью такими "чайниками", как автомобильные журналисты. Но вседозволенность сыграла с нами злую шутку - мы его все-таки засадили! Причем между двумя песочными барханами, где перед въездом на новую горку потребовалось сбросить скорость до нуля. Тронуться в горку по песку он уже не смог, и мы быстро окопались. Дальнейшие попытки выбраться из неожиданной ловушки заканчивались еще большим зарыванием в рыхлый грунт. Мы уже стали радостно потирать руки - ага, закопали-таки "дакаровскую" машину!Но обрадовались рано, так как в пылу заездов начисто забыли о централизованной подкачке шин, штатно присутствующей на машине. Причина такой забывчивости - новые шины, на первый взгляд совсем не предназначенные для движения с минимальным давлением. Они изначально рассчитаны на большую грузоподъемность и их боковины не отличаются эластичностью. Но для выхода из "неловкого положения" их характеристик оказалось вполне достаточно. Как только давление упало до 2 атмосфер, машина вышла из песчаного плена на удивление легко. Стало понятно, что серьезно засадить ее в этом песчаном карьере у нас не получится - она все равно выберется! Затем заезды проходили на шоссе. Мы хотели выявить скоростной предел машины, так как передаточное отношение главных передач ведущих мостов было уменьшено.Теоретически скорость автомобиля должна была вырасти с 80 до 125 км/ч, но реально КрАЗ разгонялся до 130-140 км/ч по спидометру. Больше не получалось - не хватало прямых участков дороги. Но запас еще оставался - обороты двигателя на высшей передаче в этот момент едва переваливали за 1500 мин-1. Ожидаемого рева двигателя в кабине в этот момент не было. Даже как-то не по-спортивному... Подводя итог "покатушкам", можно констатировать: спортивный КрАЗ на деле - не более чем серийный двухосный полно-приводник, только с увеличенной максимальной скоростью.На КрАЗах надежность и проходимость присутствуют изначально. Именно их и хотели использовать создатели КрАЗ-5233ВЕ для ралли-рейдов. Возвращаясь после тест-драйва на завод, мы обогнали почти новенький самосвал КрАЗ. Кто мог подумать, что у водителя той машины взыграет кровь, и он решит, что его "рабочая лошадка" ничем не хуже спортивного родственника! Сломя голову он бросился в погоню за нами, распугав не только встречные машины, но и легковушки, двигающиеся в попутном направлении. Попытка померяться силами была столь отчаянной, сколь и рискованной. А если вдуматься, кременчугский бросок на "Дакар" практически на обычной серийной машине - из той же серии рискованных авантюр с неопределенным окончанием.Пока все закончилось хорошо, КрАЗ-5233ВЕ "Дакар" своим неожиданным появлением на старте ралли-рейда в Лиссабоне вызвал переполох в стане конкурентов и благополучно вернулся домой. С трудом верится, что ему без проблем удалось бы достичь финиша у Розового озера - трасса очень сложная, а опыта гонок маловато. Да и характеристики автомобиля для этого более чем скромные. Впрочем, новичкам иногда везет
Источник: http://truck-auto.info |