История автомобильной марки MAGIRUS началась с того что, Conrad Dietrich Magirus подавая в 1860 г. заявку в мэрию родного города Ульма с просьбой зарегистрировать его небольшую мастерскую, вовсе не помышлял, что со временем эта мастерская превратится в один из крупнейших заводов по выпуску грузовиков в мире. В 20 лет он увлекся созданием приспособлений для борьбы с огнем и с 1864 года стал выпускать их на небольшой "Ульмской фабрике противопожарных лестниц и инвентаря К.Д.Магируса" (С.D.Magirus, Ulmer Feuerloschgerate-und Leiternfabrik). Магирус очень быстро добился признания, став к концу XIX века наиболее авторитетным в Европе поставщиком противопожарного оборудования. За паровыми пожарными насосами на конной тяге в 1907 пришли самоходные "Магирусы" с 2-х цилиндровой паровой машиной в 60 л.с., подававшие до 2 тысяч литров воды в минуту.
В 1916 г. по инициативе военного ведомства "Магирус" стал изготавливать однотипные 3-х тонные армейские грузовики моделей "3d", "3CS" и "ЗК1" с моторами мощностью 40-70 л.с., с карданным или цепным приводом задних колес. Их разрабатывал инженер Генрих Бушманн (Heinrich Buschmann), приглашенный с фирмы "Бенз" (Benz). В послевоенное время спрос на пожарную технику в Германии резко сократился, поэтому братья Герман и Отто Магирус решили продолжать выпуск грузовых автомобилей, начав с простого самосвала "ЗКГ" с 2-х сторонней разгрузкой при помощи ручных реечных домкратов. В 1919-21 гг. в программу "Магируса" вошли модели "1C" и "2С1" грузоподъемностью 1-2 т. с двигателями мощностью 26 и 40 "лошадок". Они получили эмблему со стилизованной буквой "М", напоминавшей профиль кафедрального собора в Ульме, а также электрическое освещение, пневматические шины, открытые кабины с парусиновым тентом и стеклами из ацетатцеллюлозы.В 1925 году появилась новая серия "ML" из нескольких моделей грузоподъемностью 1,5-5 т., на которых фирма впервые представила собственную гамму 4-х и 6-ти цилиндровых бензиновых двигателей (4,7 и 5,7 л., 55-70 л.с.), однако на 3-х и 4-х тонных машинах применялся 6-ти цилиндровый 7-ми литровый мотор "Майбах" (Maybach) мощностью 110 л.с. с двойным карбюратором, двумя свечами зажигания в каждом цилиндре и горизонтальным расположением клапанов. С 1928 года на автомобилях грузоподъемностью 1,5-2,5 тонн использовались немецкие бензиновые моторы "НАГ" (N.A.G.) или американские "Континентал" (Continental) мощностью 40-55 л.с., а также предкамерные дизельные двигатели "Дойц" (Deutz) в 40 и 60 л.с., сыгравшие решающую роль в дальнейшей судьбе "Магируса". В остальном же все грузовики "Магирус" имели классическую конструкцию и не выделялись оригинальными техническими решениями. Исключение составляли низкорамные городские грузовики и мусоровозы, а также специальные шасси для пожарных машин, по выпуску которых "Магирус" оставался европейским лидером.
Во времена кризиса персонал "Магируса" сократился с 2600 до 1700 человек. Новый главный конструктор Карл Виллих (Karl Willich) начал с освоения новой и перспективной области дизельных двигателей. В 1929 г. для 2-х тонного шасси "М1" был создан первый собственный дизель мощностью 57 л.с. Под руководством Виллиха в 1931 г. появилась унифицированная гамма "М", включавшая поначалу пять базовых шасси грузоподъемностью 1,5-5 тонн (модели от "М15"до"М50"). Все они оборудовались унифицированными 6-ти цилиндровыми двигателями с двумя вариантами диаметра цилиндров (88 и 94 мм.) и тремя величинами хода поршней (125, 135 и 168 мм.). Комбинация этих параметров позволяла предложить три разных двигателя (4559, 5618, 6995 см3, 60-100 л.с.). С 1932 модели "М40" и "М50" получили новый 6-ти цилиндровый мотор (7793 см3, 90-110 л.с.) с двойным зажиганием и двумя карбюраторами "Солекс" (Solex), который мог работать с газогенераторной установкой. Для грузовика "М40" раму впервые сваривали из стальных профилей, а для пожарных версий создали двойную кабину на 6-7 мест.
В 1933 году под руководством инженера Карла Шредера (Karl Schroeder) был построен оригинальный 1-тонный грузовик "М10" с цельнометаллическими рамой и кабиной вагонного типа, под сиденьем которой находились 2-х цилиндровый 2-х тактный двигатель воздушного охлаждения (670 см3, 18 л.с.) и 3-х ступенчатая коробка передач. В 1933 году обновленная гамма "М25/МЗО" получила первый серийный предкамерный 6-ти цилиндровый верхнеклапанный дизель собственного производства (4559 см3, 65 л.с.). Через год на легкую серию "М15/М20" установили новый 3-х литровый 45-ти сильный дизель. Двигатели "Майбах" в 1935 году заменили серией дизелей "S110R" (7412 см3, 110 л.с.), которые устанавливали на грузовики "М37", "М40", "М45" и "М50" и их пожарные варианты. К 1936 практически уже вся гамма "Магируса" оснащалась дизельными двигателями. Исключением стал 3-х осный армейский "М206" (6x4) грузоподъемностью 1,5-2 т., получивший бензиновый вариант 6-ти цилиндрового дизеля (4559см3, 70 л.с.) и 8-ми ступенчатую коробку передач.
В 1936 году был построен опытный бескапотный 6,5-тонный грузовик "M65HG" с газогенераторной установкой, расположенной непосредственно за кабиной, и размещенным под кузовом оппозитным 12-ти цилиндровым дизелем (10632 см3, 150 л.с.), состоявшим из четырех 3-х цилиндровых чугунных блоков с боковыми клапанами и двумя водяными насосами. В поисках оптимального силового агрегата на автомобилях "Магирус" испытывали также дизели МАН (MAN) и "Хеншель" (Henschel). К середине 30-х гг. "Магирус" стал получать от нового правительства крупные военные заказы, но его финансовое положение постоянно ухудшалось. Отчасти это был результат обострившихся внутренних противоречий, начавшихся еще в 1928 году со смертью главы наблюдательного совета Германа Магируса. Как считают историки фирмы, заменивший его Адольф Магирус, внук Конрада, оказался неспособным управлять крупной компанией и завел ее в тупик.
Положение усугубляло усиление конкуренции, экспортные и валютные ограничения, крупные инвестиции в новые проекты. В 1934 году под давлением руководства двух немецких банков и президента торговой палаты города Штутгарта Фрица Кина, владельца большинства акций фирмы, Адольф Магирус был вынужден уйти в отставку. Ф.Кин возглавил "Магирус" и начал сотрудничество с крупным промышленным и финансовым партнером машиностроительной компанией "Хумбольдт-Дойц" (Humboldt-Deutz), выпускавшей, в частности, двигатели "Дойц", которыми комплектовали некоторые машины "Магирус". 5 марта 1936 году обе фирмы подписали соглашение об объединении сроком на 50 лет. В результате имя Магируса временно исчезло из названия фирмы, но осталось на выпускавшихся ею грузовиках.
Слияние сразу же отразилось на их комплектации: в 1936-37 гг. прежние тяжелые грузовики (модели от "М30" до "М50") получили 6-ти цилиндровые моторы "Дойц" жидкостного охлаждения мощностью 60-125 л.с. Одновременно в программу вошли и новые серии "М140/150", "М165/265" и "М365" грузоподъемностью 4-6,5 т. (110-145 л.с.), в том числе специальное шасси "L145" для тяжелых пожарных лестниц. Марка "Магирус-Дойц" появилась в 1938 году в результате присоединения фирмы "Магирус" к компании "Хумбольдт-Дойц" (Humboldt-Deutz), которая через два года превратилась в концерн "Клёкнер-Хумбольдт-Дойц" (Klockner-Humboldt-Deutz). Так грузовики "Магирус" с дизельными двигателями "Дойц" получили название "Магирус-Дойц". Это благоприятно сказалось на дальнейшем развитии фирмы из Ульма. Она смогла заменить оборудование, внедрить новые модели и расширить их производство.
К 1938 программа состояла из переименованных машин "Магируса" с 6-ти цилиндровыми моторами "Дойц" жидкостного охлаждения (60-125 л.с.). С подготовкой к военным действиям основную долю производства составляли более тяжелые серии "1240" и "М165/265" грузоподъемностью 4,0-6,5 т. (85-145 л.с.), их газогенераторные варианты и шасси "L145" для пожарных лестниц. В 1939 г. началось производство новой 3-х тонной гаммы "S330/S3000" с 4-х цилиндровым дизеле в 65-70 л.с., а с 1941 года в Ульме начали сборку первого собственного 6-ти цилиндрового мотора "Дойц" (7226см3, 125 л.с.), предназначенного для 4,5-тонной серии "S4500". Последним гражданским автомобилем стал в 1942 году 6,5-тонный грузовик "S6500" с 8-ми цилиндровым двигателем в 170-200 "лошадей". Для армии выпускали их полноприводные варианты "GA145" и "GA165" (4x4). Все эти модели получили просуществовавшую несколько лет марку "Клёкнер-Дойц" или "Клёкнер-Дойц-Магирус". Всего за время войны "Магирус-Дойц" выпустил более 20 тысяч грузовых автомобилей, 1750 полугусеничных 2-х тонных грузовиков "Маультир" (Maultier) и 12,5 тыс. гусеничных тягачей RSO.
В 1944 году завод в Ульме был наполовину разрушен, но уже следующей осенью там началось производство довоенной серии "S3000". С 1948 года она получила новый 4-х цилиндровый 4-х тактный предкамерный дизель "F4L514" (5322 см3, 65 л.с.), который предопределил судьбу автомобилей "Магирус-Дойц" на многие годы вперед. Дело в том, что этот двигатель, испытанный еще в 1944 году на тягачах RSO, имел воздушное охлаждение. Его блок цилиндров был чугунным, а головку блока, поршни и гильзы цилиндров изготовляли из легкого сплава. Двигатель достаточно быстро прогревался до рабочей температуры и хорошо работал на низких оборотах и холостом ходу. С 1949 г. его вариант мощностью 85-90 л.с. устанавливали на новую серию "S3500", с которой грузовикам вернули прежнюю марку "Магирус-Дойц". Новый мотор возглавил семейство двигателей, состоявших из унифицированных модулей рабочим объемом по 1330 см3 с одинаковыми значениями диаметра цилиндров и хода поршней (110x140 мм.). Это позволило быстро наладить выпуск обширного семейства силовых агрегатов с числом цилиндров от 2 до 12.
В 1951 году на автосалоне во Франкфурте-на-Майне "Магирус-Дойц" представил одну из самых своих примечательных серий "S". Грузовики снабжались обтекаемыми передними крыльями, яйцевидным капотом с овальной облицовкой кабиной со сглаженными углами, за что получили прозвище "круглоносые". Возглавил серию 3,5-тонный 90-сильный "S3500 Сириус" (Sirius) с 5-ти ступенчатой синхронизированной коробкой передач и гидравлическим приводом тормозов. В том же стиле был выполнен и автомобиль "S6500" полной массой 13 тонн с двигателем "F8L614" V8 (10644 см3, 175 л.с.), составленным из двух 4-х цилиндровых блоков, установленных под углом 90о, и 6-ти ступенчатой коробкой передач. Вариант "S6500N" имел удлиненную кабину со спальным местом. Выпускавшиеся на их базе капотные автобусы "О3500" и "О6500" переоборудовались во вместительные цельнометаллические фургоны для перевозки мебели и крупных партий товаров на дальние расстояния. Полноприводные грузовики "А3500" и "А6500" снабжались планетарными колесными редукторами и имели более прозаический внешний вид с высоким угловатым капотом и плоскими поверхностями крыльев.
Выпуск новых машин благоприятно отразился на положении и авторитете фирмы. В 1951 г. "Магирус-Дойц" отпраздновал изготовление 10-ти тысячного послевоенного грузовика, а в следующем году было выпущено еще 5179 автомобилей. В 1953-56 гг. программу дополнили модели "S4500 Меркур" (Mercur), "S5500 Сатурн" (Saturn) и "S7500 Юпитер" (Jupiter), получившие двигатели V6 и V8 (7983 см3 и 10644 см3, 125-175 л.с.). В последующие годы они постоянно модернизировались и пополнились вариантами 4x4, 6x4 и 6x6. В том числе машины получили откидываемые кабины над двигателем "F".
В 1959 году новой базовой моделью стала "Сириус-90Е", на которой прежний 4-х цилиндровый дизель заменил 6-ти цилиндровый с уменьшенным до 5100 см3 рабочим объемом. Мощность двигателя гаммы "Юпитер" возросла до 200 л.с., а в 1958 автомобили "Сатурн ТЕ" получили моторы V10 (15833 см3, 235 л.с.) второго поколения (120x140 мм.). С 1961 года на 200-сильном "Сатурне-200Р" рычаг переключения передач начали устанавливать на рулевой колонке. Выпускавшийся с 1955 3-х осный вариант "А12000" (6x4) через три года превратился в самый крупный в программе 16-ти тонный тягач "Уранус" (Uranus) полной массой 23 тонны с дизелем V12 (15966 см3, 250 л.с.) и 6-ти ступенчатой коробкой. Он развивал скорость 70 км/ч и расходовал топлива 32 литры на 100 километров.
Наконец, с 1962 года выпускался 9,5-тонный бескапотный автомобиль "Плюто-200FL" (Pluto) с двигателем V8 в 200 л.с. С 1964 г. красивые названия всех машин заменили индексами из цифр и букв. Первая цифра соответствовала мощности, вторая - полной массе автомобиля, между ними располагалась буква "D", указывающая на дизель "Deutz". Таким образом, "Сириус" получил индексы "85D7" и "90D7", "Сатурн" - "150D13" и "195D22", "Юпитер" - "200D16" и т.д. Грузовик "Уранус 235D22FL" (6x4) появился с новым мотором V10 второго поколения (15833 см3) с непосредственным впрыском. Производство "круглоносой" завершилось в 1966 г., и со следующего года автомобили "Магирус-Дойц" предлагались только с прямоугольными капотами и модернизированной кабиной над двигателем. К этому времени фирма стала одним из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых грузовиков и пожарных машин. Лицензии на производство грузовых машин "Магирус-Дойц" и двигателей приобрели югославский завод ТАМ и египетская компания "Наср" (Nasr). В Аргентине на бывшем тракторном заводе начали лицензионную сборку по 2,5 тыс. грузовиков "Магирус" в год.
В 1967 г. "Магирус-Дойц" выпустил 10760 автомобилей, которые поставлялись в 135 стран мира. Его программа включала модели с двигателями мощностью 156-250 л.с., грузоподъемностью 7,4-14,5 тонн и полной массой 13-22 тонны. В 1968 году был построен опытный образец автомобиля с газотурбинным двигателем мощностью 250-280 "лошадей". С 1969 началось использование моторов третьего поколения "FL413" (120x125 мм.) V6, V8, V10 и V12 с непосредственным впрыском рабочим объемом 8482, 11310, 14130, 16960 см3 и мощностью 170, 230, 290 и 340 л.с. соответственно, которые выпускались на новом заводе в Ульме.
Вершину программы составили 3-х осные автомобили "М290 D22FE" и "M340D22FL", причем последняя модель с 1970 г. впервые оснащалась турбонагнетателем. В 1971-72 гг. программу дополнили капотный самосвал "M270D16K" (6x4) и седельный тягач "M310D22FL", а также самосвал "M310D22/26АК" (6x6) с новым мотором V10 (14702 см3). К этому времени грузовики "Магирус-Дойц" собирали по лицензии в Югославии, Греции, Португалии, Турции, Египте, Конго, Китае, ЮАР, Аргентине, Бразилии, Чили, Иране и Таиланде. К началу 70-х гг. ориентация на мощные машины с устаревшими, шумными и неэкономичными моторами воздушного охлаждения подорвала финансовое положение фирмы. "Магирус-Дойц" начал усиленно вводить в программу более дешевые и ходовые модели среднего класса.
С 1971 года на новой серии полной массой 7-15 тонн (модели от "М120" до "М170") использовались агрегаты разных европейских фирм и более современная кабина "Клуб" (Club), созданная так называемым "Клубом четырех", куда, кроме "Магируса", входили компании САВИЕМ (SAVIEM), ДАФ (DAF) и "Вольво" (Volvo). Разразившийся 1973-1974 гг. энергетический кризис усугубил положение фирмы, заставил "Магирус-Дойц" отказаться от самых мощных моделей и задуматься о возможности объединения с другими компаниями. В это время в его распоряжении находились два главных предприятия: по производству грузовиков и моторов в Ульме и автобусов в Майнце, где работало в общей сложности 12 тысяч человек. К 1975 г. в программе фирмы осталось 14 базовых моделей (от "120D7FL" до "232D15AK") грузоподъемностью 4,1-8 тонн.
Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения,
сообщите нам и нарушение будет устранено.