- MAN TGX/TGS
- ПОЛНАЯ МАССА: Свыше 18 тонн
- НАЧАЛО ПРОДАЖ: февраль–март 2008 года
С выводом на рынок сразу двух новых грузовиков компания MAN Nutzfahrzeuge AG не только расширила возможности своего флагманского ряда (с претензией на титул «Лучшего грузовика года»), но и вернула себе утраченное лидерство в «клубе» 600-сильников. Знакомьтесь: MAN TGX и TGS — новые флагманы модельного ряда MAN.
Мировая премьера новых грузовиков еще только состоится на международном автосалоне коммерческого транспорта в Амстердаме. Однако нам удалось познакомиться с новинками гораздо раньше, причем непосредственно на их родине — в Мюнхене. Выпуская сразу две новых серии, мюнхенский производитель коммерческого транспорта постарался не только оптимизировать свой модельный ряд с целью удовлетворения растущих запросов перевозчиков, но и обновить флагманскую линию, некогда возглавляемую семейством TGA. Грузовики серий TGX и TGS обладают специфическим набором характеристик, позволяющих воспринимать автомобили как совершенно разные, ориентированные на клиентов с различными запросами, использующих транспортные средства в разных сферах.
Так, MAN TGX — это грузовик для международных и внутренних перевозок на дальние расстояния. Он комплектуется одной из трех кабин (XL, XLX или XXL), обеспечивающих водителю удобство в вождении, отдыхе и жизни во время длительных поездок. Улучшенная планировка салона обеспечивает максимальную свободу передвижения, а новое оборудование и свежий дизайн создают предпосылки для обеспечения более комфортной и безопасной, а следовательно, более продуктивной работы. Серия TGS удовлетворит запросы перевозчиков в сфере доставки товаров, перевозок на короткие расстояния, в строительстве. Машины будут предлагаться с кабинами типа M, L или LX, то есть более компактными по размерам, облегчающими маневрирование грузовиков в ограниченном пространстве. В разработке дизайна новых моделей использовали результаты интенсивно проводимых опросов водителей и показатели, полученные от так называемых cabs clinics. Также помогли данные, полученные с помощью динамического стимулятора вождения грузового автомобиля, разработанного совместно фирмой MAN и Техническим университетом Мюнхена. Вот только некоторые данные, которые были получены разработчиками в ходе доводки машин. Прежде всего, это неординарные аэродинамические характеристики. В сравнении с нынешней серией TGA, коэффициент лобового сопротивления у TGX и TGS оказался ниже на 4% и 2% соответственно.
Новые наружные зеркала и обтекатели кабин, а также видоизмененные передние стойки кабин позволили снизить уровень шума от ветровой нагрузки на 30%. Водителю обеспечена хорошая обзорность, реже придется протирать боковые стекла. Загрязнение же зеркал заднего обзора уменьшено на 60%. Передняя часть новой кабины пропускает в радиатор на 15% больше воздуха, в результате чего в работу системы охлаждения двигателя реже включается вентилятор. Это снижает потребление вторичной энергии, а следовательно, и расход топлива. Кстати, если раньше в моделях TGA присутствовала облицовка радиатора в виде решетки, выполняющей традиционные функции, то ныне она уступила место чисто декоративной пластиковой облицовке. Весь поток воздуха, направляемый на силовой агрегат, стал проходить гораздо ниже и, что важнее, с большей эффективностью.
Приятными неожиданностями для водителей станут новая подсветка и непрямое освещение двери, целью которых служит меньшее отвлечение водителей от дорожной обстановки. Если говорить о головном освещении, выясняется много интересных подробностей. Так, конструкция фар выполнена со светодиодными габаритными огнями и функцией дневного света. Сюда же интегрированы указатели поворотов. Дополнительный блок фар оснащен адаптивным освещением. Для интерьера кабин моделей TGX и TGS характерны плавные линии, гармонично соединяющие между собой приборную панель и боковины дверей, усиливая тем самым впечатление просторности. Особое внимание дизайнеры уделили отделке и материалам: панель приборов представляет собой единое целое. Она выполнена по технологии slush — гарантированные толщина материала и качество поверхности. Хромированные ручки дверей и новые переключатели с тактильно улучшенной поверхностью подчеркивают тщательную проработку интерьера.
Общее впечатление таково, что вы находитесь за рулем легкового автомобиля, чего разработчики новых MAN и добивались. Не забыли и о практичности. Во внутреннем убранстве тягачей имеется множество полок и отделений для хранения вещей, все переключатели располагаются в удобных для доступа местах, а показания приборов всегда находятся в поле зрения водителя. Холодильник — увеличенного размера. Кровать — из новых материалов с облегченным каркасом из алюминия. По достоинству перевозчики оценят применение телематического комплекса, обеспечивающего не только контроль над всеми системами грузовика, но и связь с головным офисом для более эффективного использования транспортного средства (отслеживание местоположения, возможность дозагрузки на маршруте, выбор оптимального маршрута и т.д.). Новые грузовики MAN стали первыми машинами подобного класса, оснащенными функцией entertainment. Это наличие не только мобильной связи с встроенной функцией hands-free, классной аудиосистемы с сабвуфером, но и рации, и навигационного оборудования.
В качестве силовых агрегатов предлагаются следующие двигатели. Для серии TGS — рядные «шестерки» мощностью от 320 до 480 л.с. Для полноприводных версий дополнительно может быть предложен мотор мощностью 540 л.с. В ряду TGX помимо 6‑цилиндровых моторов (от 360 до 540 л.с.) имеется V-образная «восьмерка» в 680 л.с. Причем последний мотор имеет два исполнения: для магистральных тягачей с крутящим моментом 3000 Нм и 2700 Нм — для перевозки тяжелых грузов в составе автопоезда полной массой до 250 тонн. В моторах, отвечающих требованиям Euro 4, выполнение норм достигается применением системы EGR совместно с сажевыми фильтрами. Выполнение норм Euro 5 обеспечивается с помощью системы SCR, использующей реагент AdBlue. Однако фирма MAN продолжит работы над достижением норм Euro 5 с помощью EGR. Коробки передач — фирмы ZF: 16‑ступенчатые механические, либо 12-ступенчатые TipMatic. Все они комплектуются встроенными интардерами, а по заказу — и PriTarder. Для машин, работающих в коммунальном хозяйстве и на стройплощадках, может быть предложен обычный 6‑ступенчатый автомат. Для достижения более высоких скоростей и снижения расхода топлива магистральные тягачи могут комплектоваться мостами с передаточным отношением главной передачи 2,85:1.
Для двухосных магистральных тягачей TGX разработана новая передняя однолистовая подвеска, позволяющая экономить до 50 кг. Задняя подвеска тоже подверглась модернизации. В ее конструкцию включили литой Х-образный реактивный рычаг, попутно играющий роль стабилизатора поперечной устойчивости. Итог — экономия еще 15 кг. Элементы задней пневматической подвески «похудели» в среднем на 20 кг. Мы уже упомянули о MAN TGX V8. Машина оснащена V-образным 8‑цилиндровым мотором мощностью 680 л.с. с крутящим моментом 3000 Нм. Таким образом, MAN уже в который раз становится самым мощным серийным грузовиком, производимым в Западной Европе. Вспомните негласно образованный в середине 90‑х «клуб 600‑сильников», возглавляемый все тем же MAN. TGX V8 с кабиной XXL станет воплощением машины высшего класса. В специальный комплект такого грузовика вошли первоклассные кожаные сиденья с логотипом «V8» и элементы приборной панели из углепластика. И этими элементами полный перечень особенностей не ограничится. Одним только беглым знакомством с новыми грузовиками дело не ограничилось. Нам представилась уникальная возможность опробовать эти машины на автобанах Германии. Памятуя о том, что к высшей цели надо идти поэтапно, для начала садимся за руль MAN TGX 18.480 4x2 BLS. Автопоезд в составе двухосного тягача и полуприцепа-фургона загружен до полной массы 39 тонн.
Усаживаясь поудобней в водительском кресле, сразу обращаешь внимание на некую схожесть с интерьером легковых машин. Все удобно, органы управления в пределах досягаемости, все легко читается. Тяжелая машина плавно трогается с места и неспешно набирает ход. Однако стоит только выйти на автобан, начинает проявляться вся ее мощь и динамика. Отменная курсовая устойчивость обеспечивается как конструктивными параметрами шасси, так и наличием всевозможных электронных систем. Плотный поток задает свой темп движения для грузовиков — не более 90 км/ч. В такой ситуации можно немного расслабиться и включить круиз-контроль. Остается только следить за дорожной обстановкой и впереди идущей машиной. MAN TGS 26.480 6x4 BB на автобане не оставил никаких впечатлений — это не его стихия. Вот если бы была возможность забраться в карьер за песком или гравием, тогда да... Совсем иная картина наблюдалась при езде на «мановском» флагмане MAN TGX 18.680 V8 4x2 BLS. Шикарное убранство салона навевало ассоциации не иначе как с BMW. Обилие электроники и вовсе роднило грузовик с легковушкой: до выхода на автобан машина вела себя практически идентично. Но стоило пришпорить табун из 680 «лошадей», как все стало по-другому.
Периодически создавалось впечатление, что спиной чувствуешь всю мощь грузовика, особенно в режиме включенного круиз-контроля на подъеме, когда заданные 90 км/ч не убавлялись ни на йоту. А после задействования адаптивной функции поддержания заданного расстояния до впереди идущей машины поездка превратилась в одно сплошное удовольствие. Опробовали мы и еще один электронный наворот — систему поддержания движения в пределах полосы. Стоило лишь слегка пересечь белую линию, и противный зуммер сразу возвестил о том, что мы отклонились от заданной траектории. Такими оказались первые впечатления от знакомства с новинками фирмы MAN. Что ж, не зря им пророчат роль «Лучшего грузовика года». Ждать результата осталось недолго: все станет ясно на амстердамском шоу грузовиков.
Конкуренты MAN TGX и TGS:
DAF CF85/XF105, Iveco Stralis/Trakker, Mercedes-Benz Axor/Actros, Renault Premum/Lander/Magnum, Scania P/G/R-series, Volvo FM/FH.
Технические характеристики двигателей