Серийное шасси МАЗ-547/МАЗ-7916. В 1966 году Московским институтом теплотехники было начато проектирование нового подвижного ракетного комплекса стратегического назначения РТ-21 "Темп-2С". В его состав предусматривалось включить мобильную пусковую установку для запуска межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42, составлявшей основу всего комплекса.После проведенных изысканий, в ходе которых было исследовано множество вариантов подвижных пусковых установок, как колесных, так и гусеничных, было определено, что основу ПУ составит многоосное колесное шасси. Задание на разработку этого шасси было выдано Минскому автозаводу, накопившему к этому времени достаточный опыт проектирования многоосных машин повышенной проходимости.Автомобиль, получивший обозначение МАЗ-547, по первоначальному проекту должен был иметь пять осей, однако в процессе разработки машины стало ясно, что 5-ти осная схема не позволяет достичь заданных характеристик, вследствие чего было решено сделать новый автомобиль 6-ти осным. Новый вариант машины получил индекс МАЗ-547А. Первые ее образцы появились в 1971 году. Компоновка шасси в общем повторяла компоновку автомобиля МАЗ-543П. В передней части машины монтировался силовой агрегат большой мощности. По обеим сторонам от него устанавливались две неметаллические кабины. Машина имела двенадцать односкатных колес, оснащенных широко-профильными шинами. Десять из двенадцати колес были ведущими. Управляемыми были сделаны колеса первых трех осей. В состав ракетного комплекса входили две машины на базе МАЗ-547А: пусковая установка и транспортно-заряжающая машина.
Обе они имели специальное оборудование, состав которого вытекал из назначения машин. Так, пусковая установка имела в кормовой части устройства, предназначенные для приведения транспортно-пускового контейнера из походного положения в боевое и обратно. Дополнительно машина оборудовалась специальными гидравлическими домкратами, использовавшимися для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при производстве пуска ракеты.МАЗ-547А выпускался серийно с 1972 года. Ракетный комплекс "Темп-2С" находился на вооружении Ракетных войск стратегического назначения с 1976 года. Всего этим комплексом было вооружено семь полков. В том же 1976 году на вооружение РВСН поступил ракетный комплекс "Пионер" с БРСД 15Ж45, созданной на базе первых двух ступеней МБР 15Ж42. В его состав вошли пусковые установки и транспортно-заряжающие машины, также созданные на основе специального шасси МАЗ-547А.Их конструкция была в целом идентична конструкции машин аналогичного назначения ракетного комплекса "Темп-2С". МАЗ-547А в процессе производства был модернизирован, в частности машина была сделана полноприводной. Индекс новой модификации МАЗ-547В. В 1980 году на вооружение принимается усовершенствованный вариант ракетного комплекса под обозначением "Пионер - УТТХ".Для транспортировки и запуска входившей в его состав БРСД 15Ж53 были созданы новые пусковые установки, базой для которых послужил модернизированный автомобиль, получивший обозначение МАЗ-7916. Он сохранил компоновочные решения шасси 547-й модели. Внешне новая машина отличалась от предшественников несколько большими габаритами и кабинами экипажа новой конструкции.МАЗ-7916 был полноприводным. Транспортно-заряжающие машины ракетного комплекса "Пионер - УТТХ" были выполнены на основе МАЗ-547А. После снятия ракетных комплексов "Пионер" И "Пионер - УТТХ" с вооружения в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, некоторое количество шестиосных шасси после демонтажа специального оборудования было использовано для установки кранового оборудования большой грузоподъемности (КС-7571).
Источник: http://truck-auto.info |