МАЗ 7907 "Тягач апокалипсиса" - Маз - Грузовые - Авто каталог - VPAuto.ru - все про автомобили
Главная » Статьи » Грузовые » Маз

МАЗ 7907 "Тягач апокалипсиса"
Ракетовозы МАЗ-7907 были, пожалуй, самыми тяжелыми «газотурбинниками» в мире.
 

В 80-е годы, в разгар "холодной войны" у американцев появилась новая межконтинентальная ракета МХ со стартовой массой 88 тонн. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому министерство обороны заказало ракетчикам разработать аналог. Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 "Молодец" (SS-24 Scalpel - по коду НАТО) весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками. Расчетная дальность полета "ядреного паренька" составляла более 10000 км. Изготавливать "ноги" для перевозки "молодцов" поручили специальному подразделению Минского автозавода, которое позже стало отдельным предприятием - "МЗКТ".
Автомобильный проект назывался "Целина-2". В соответствии с ним на супер шасси должен был разместиться транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с межконтинентальной баллистической ракетой, длина которого составляла 22,6 м., диаметр - 2,4 м., а масса - 104,5 тонн. Таким образом, минчане собрали в 1985 году два "автомонстра" МАЗ-7907 (24х24) грузоподъемностью по 150 тонн и снаряженной массой 66 тонн. Машина оснащалась газотурбинным танковым двигателем ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л. с. в блоке с генератором переменного тока. Последний питал 24 синхронных электромотора воздушно-масляного охлаждения, установленных внутри рамы, по одному на каждое колесо. Максимальная скорость движения составляла 25 км/ч. Габаритная длина МАЗ-7907 - 28,1 м., ширина - 4,1 м., высота - 4,45 метра. Транспортер комплектовался колесами ВИ-207 размером 1660х600-635.
Рама была хребтового типа, с горизонтальным силовым шарниром. Это в сочетании с большим ходом подвески помогало преодолевать сложный профиль грунтовых дорог, избегая вывешивания колес. В горизонтальной же плоскости эта рама оставалась жесткой. А сравнительно неплохая маневренность обеспечивалась поворотом восьми пар колес. При этом четыре первых поворачивались в одну сторону, а четыре последних - в противоположную. Был возможен и синхронный поворот всех этих колес в одну сторону: тогда машина шла "крабом", то есть боком. Два опытных образца успешно прошли испытания, но ракеты повозить на них не успели - "холодная война" окончилась. И эти два супер автомобиля много лет стояли на полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.
Это было в девяностых и чистейшая, правда. Все происходило примерно в середине лета 1996 года в Белоруссии. Довольно крупная коммерческая фирма Белоруссии, приобрела у государства довольно крупное прогулочное судно, вес которого составил 88 тонн а длинна 40 метров, которое до этого курсировало по реке Березина. А купили его для организации на побережье озера Нарочь плавучего ресторана . Но вот и проблема, водного пути между озером и рекой не существовало. И стали думать, как доставить огромное, негабаритное приобретение?
После долгих поисков был подписан договор с "МЗКТ", у которого имелись мощные тягачи. И началась подготовка, длившаяся почти два месяца. Автомобильный караван запланировали составить из 8-ми осного тягача МЗКТ-79221 общей длиной около 20 метров и 12-ти осного "трейлера". В роли последнего выступал тоже автомобиль, причем совершенно необычный. Это было шасси МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24 и с габаритной длиной 28 метров. После испытаний у супер шасси МАЗ-7907 сохранился надрамник для крепления ТПК, и его трансформировали в восемь ложементов, которые по форме соответствовали профилю дна катера.
Их "пятна контакта" совпадали с внутренними переборками судна - иначе произошло бы разрушение его донной обшивки. В один из июльских дней у деревни Веселово собрались почти все участники экспедиции: "трейлер" - МАЗ-7907, автокран средней грузоподъемности МАЗ, тяжелый кран КАТО и, конечно же, речной катер. К ним из Минска выехал основной тягач МЗКТ-79221, но после 30 киллометров пути "8-ми осник" сломался. И в сложившейся ситуации было приняло решение: "трейлеру" стать самоходным транспортером.
Такой вариант рассматривался еще раньше. Однако были сомнения относительно надежности электротрансмиссии гиганта, простоявшего много лет на приколе. Теперь же другого выхода не оставалось. Место погрузки было предварительно подготовлено: спланирован съезд для МАЗ-7907 и сделаны специальные насыпи для автокранов. И катер благополучно стал на ложементы "трейлера". Но при этом центр тяжести судна оказался не там, где рассчитывали: корма катера прилично задралась вверх. Оказывается, фирма-заказчик, решив сэкономить деньги, нагрузила в носовую часть судна немало досок, цемента и других материалов.

Чтобы поправить дело, пришлось установить на корму противовес. В итоге полная масса груза возросла примерно до 100 тонн. Погрузка закончилась к вечеру, и ночевать экспедиция осталась возле деревни Веселово. Тут надо сказать, что габаритная высота транспортера с судном превышала 8,5 метров. Поэтому по пути следования каравана его должны были встречать бригады электриков и связистов и разъединять проводные линии, проходящие над дорогами. Вот это "разъединение" и ощутили озадаченные жители Веселово, которые с вечера до утра оставались без света, связи и работающего магазина. На нем, кстати, висело примечательное объявление: "Магазин закрыт в связи с проездом катера".
С утра каравану предстояло пересечь мост через реку Березина. Но поскольку он не был рассчитан на транспорт такого веса, автопоезд сопровождался "грузовиком поддержки" - четырехосным МЗКТ-79091 (8х8), оснащенным лебедкой и дополнительной кормовой мачтой. При запасовке каната через мачту, установленную в вертикальном положении, лебедка из тянущего средства превращалась в подъемное. Канат прикрепили к корме катера и, таким образом, часть нагрузки от судна перераспределилась на "помощника". Затем автомобили синхронно и медленно начали движение по мосту.
В пути МАЗ-7907 не подвел, его электротрансмиссия работала надежно. Скорость движения составляла примерно 5-10 км/ч. Проехав большую часть дороги, водители "12-ти оски", немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч. Общая длина маршрута превысила 200 киллометров. Поэтому пришлось останавливаться еще на три ночевки. Здесь выручал МАЗ-543 с фургоном, в котором находились кухня, столовая и места для ночлега. Прибыв к пункту назначения, транспортер с катером и автокраны без особой подготовки заехали прямо в озеро. Тут же, в воде, 12-ти осную машину разгрузили. О герметизации узлов, к сожалению, не подумали...
И что же случилось с подмоченной электротрансмиссией? По дороге домой начали выходить из строя некоторые ее компоненты, а к середине маршрута работающих электромоторов просто не осталось. На помощь "12-ти оснику" вызвали заводской тягач, который и доставил гиганта на базу. Так закончилась недельная эпопея по перевозке речного катера необычным автомобилем. В 2006 году из двух машин МАЗ-7907, откомандированных после этой эпопеи на заводской полигон, собрали одну. Шасси сейчас хранится на территории предприятия в ожидании полной реставрации и, видимо, станет главным звеном будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей.
Поездки на гигантах

Одним из самых впечатляющих экспериментальных тягачей в СССР стал шестиосный МАЗ-7904. Полная масса этой машины составляла 360 т, а грузоподъемность – 220 т, замечательные показатели для полноприводного автомобиля. Поскольку в СССР не выпускали шины, способные выдерживать колоссальные нагрузки, приходившиеся на каждую ось этой машины, «покрышки» были заказаны в Японии – тягач ездил на гигантских шинах Bridgestone диаметром 3,1 м. Любопытно, что машина была оборудована не одним, а сразу двумя моторами. Первый, судовой (1500 л.с.), приводил в движение колеса через две гидромеханические передачи, тогда как второй, обычный 330-сильный дизель, использовался для привода вспомогательного оборудования.

Для проекта «Целина» в 1984 году изготовили пару восьмиосных автомобилей МАЗ-7906 со всеми ведущими колесами, а годом позже – пару двенадцатиосных МАЗ-7907. На последних машинах уже использовали отечественные шины диаметром 2 и 1,66 м. Они были рассчитаны на куда меньшие нагрузки по сравнению с шинами на МАЗ-7904, но эти тягачи имели меньшую грузоподъемность (150 т) и большее число колес. Ни одна из гигантских экспериментальных машин МЗКТ так и не была принята на вооружение, хотя почти все они успешно прошли испытания. С окончанием «холодной войны» необходимость в грозных орудиях этих машин пропала.

Военные на гражданке

С распадом СССР пропала потребность и в других военных разработках МЗКТ, и, чтобы выйти из кризиса, многие из машин переработали для гражданских целей. Ракетовозы сменили многоколесные машины для бурения, а на смену перевозчикам артсистем и танков пришла строительная техника. Впрочем, и военные машины не потеряли своих позиций. Возобновились заказы из России, появились иностранные заказчики – Турция, ОАЭ, Египет, Пакистан, Сирия, Китай. В Поднебесной даже организовали собственное производство машин конструкции МЗКТ. А когда мы были на заводе, то застали там чиновников из ОАЭ, которые принимали партию танковозов для своей армии. Арабы бродили по территории завода, с интересом разглядывая огромные тягачи советской эпохи. Уходя с завода, я тоже в последний раз взглянул на гиганта МАЗ-7907. Скорее всего, этот бедняга уже никогда не сдвинется с места сам. Во времена Ельцина заводчан попросили помочь государству: надо было перевезти 88-тонный теплоход с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь. Машину, более десяти лет простоявшую без движения и техобслуживания, быстро реанимировали, запустили газовую турбину, проверили исправность приводов колес. Работали не все из них, и тягач отправился в путь на 20 ведущих. Задача была выполнена, хотя в процессе из строя вышли еще несколько электродвигателей.

Напоследок мы поинтересовались, какая судьба ждет уникальные машины, и получили обнадеживающий ответ: они готовятся стать экспонатами постоянно действующей экспозиции МЗКТ. Так что любителям больших автомобилей в Минске будет на что посмотреть.

Длина:28100 мм
Ширина:4690 мм
Высота:4450 мм
Клиренс:465 мм
Колёсная база:4105 мм
Колея задняя:3330 мм
Колея передняя:3330 мм
Масса:66 000 кг


Источник: http://truck-auto.info
Категория: Маз | Добавил: N_ikola_S-Admin (30.12.2010)
Просмотров: 9928 | Теги: МАЗ, 7907, мзкт 7907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения, сообщите нам и нарушение будет устранено.