Нынешней молодежи трудно представить, что было время, когда решение о выпуске какой-либо продукции в Советском Союзе принималось не с учетом потребностей рынка, а указаниями ЦК КПСС или высших республиканских партийных органов. Поэтому специалистам многих отечественных предприятий нередко приходилось заниматься разработкой изделий, не связанных с их непосредственной деятельностью. Случались такие периоды в истории Минского автомобильного завода. Многие думают, что автозавод всегда занимался выпуском грузовых автомобилей. Но это не совсем так. К автозаводам обращались для разработки конструкций автотранспортной техники и другого назначения. В середине 70-х годов в Америке побывал один из заместителей Председателя Совета Министров БССР - Хитрун. Во время поездки на одном из полей он увидел в работе необычную трехколесную машину, разбрасывающую удобрения, - BIG-2500A. Она понравилась советскому руководителю, и он решил поставить вопрос о выпуске аналогичной техники в республике. Идею Хитруна поддержали высшие руководители БССР, в том числе и первый секретать ЦК П.М.Машеров. Собственно говоря, Петр Миронович, проконсультировавшись со специалистами, стал основным инициатором предстоящей работы. По этому поводу вышло даже специальное постановление Политбюро.
И опять министр сказал "нет”. Пришлось П.М.Машерову писать члену Политбюро ЦК КПСС Кулакову, отвечавшему за сельское хозяйство, и вопрос уладили. В результате в Минск поступили 8-цилиндровые 210-сильные двигатели КамАЗ-740. В то время считались лучше, чем ярославские. Но как рассказали ветераны минского автозавода, если бы тогда использовали ярославские моторы, судьба разбрасывателя могла сложиться успешнее. Дизели с камского автозавода оказались ненадежными и часто ломались. Несмотря на все трудности и необычность работы, белорусы выполнили поставленную задачу и в 1977-1978 годах разработали и испытали модель универсальной самоходной машины, получившей индекс МВУ-30, предназначенной для поверхностного внесения минеральных удобрений и слабо пылящих известковых материалов, жидких комплексных удобрений и ядохимикатов на всех типах почв. Основными достоинствами изделия стали наличие бескамерных шин низкого давления и гидромеханическая трансмиссия, обеспечивавшие высокие устойчивые рабочие скорости при минимальной деформации грунта без повреждения всходов, что позволяет поддерживать высокую производительность и качество внесения удобрений при минимальных потерях и в оптимальные агротехнические сроки. Разбрасыватель представлял собой трехколесную конструкцию с закрытой цельнометаллической одноместной одно дверной кабиной, расположенной над двигателем. Раму машины изготовили на МАЗе, передний управляемый мост – на Минском тракторном заводе, рулевое управление освоили предприятия Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Все узлы оказались оригинальными. МВУ-30 явился детищем всего Советского Союза. Судите сами – ведущий задний мост на 25 унифицирован с МАЗовским, карданные валы сделали в Гродно, тормозная аппаратура поступила из Полтавы и из Миасса, коробка передач – из Ярославля, сцепление – КамАЗовское и т.д. Перед конструкторами ставилась задача сделать модель не хуже, чем у американцев. Но белорусы даже превзошли зарубежных производителей по грузоподъемности – 8,0т (у американцев 7,0т ), емкости кузова 6,8куб.м (6,2 куб.м), технологической скорости до 50км/ч (до 37км/ч) и другим показателям. По задумке авторов МВУ-30 должна была работать совместно с перегрузчиком АП-7 грузоподъемностью 7 т, созданным на шасси автомобиля Урал-377. Он предназначался для доставки удобрений к месту внесения без потерь, механизировать процесс загрузки в машины для внесения удобрений.
Расчеты показали, что сменная выработка самоходной машины в 2,8-4 раза превосходила самолет АН-2 и в 6-8 серийный прицепной агрегат 1РМГ-4 при значительно лучшем качестве внесения. В 2,4 -3,7 раз снижался удельный расход горюче-смазочных материалов и высвобождалось 5 - 7 механизаторов. После завершения испытаний в 1982 году Государственная приемочная комиссия рекомендовали МВУ-30 в производство. Предполагалось создать завод по производству 5000 таких машин в год . На ее базе планировалось выпустить целое семейство спецтехники колесной формулы 5х4, 4х4 и 6х6 полной массой от 26 до 39 т. Создатели модели, среди которых были Демин И.Ф., Лавринович М.Ф., главный конструктор "БелавтоМАЗ” М.С.Высоцкий, его заместители И.Ф.Демидович, Г.В.Мартыненко и др. получили денежные премии. Но организовать серийную сборку МВУ-30 так и не удалось. Изготовили только несколько десятков таких машин. Говорят, что модель погубила разборка между различными министерствами и гибель П.М.Машерова. Как говорят бывшие работники МАЗа, если бы производство разбрасывателя сразу передали на Могилевский автозавод, то судьба у трех колесника сложилась успешнее. Возможно, к МВУ-30 еще вернутся. Может со временем эта модель еще потребуется отечественному сельскому хозяйству, а может только концепции, заложенные в ней, намного опередившие свое время. |