За день до посещения Ганновера с его колоссальными выставочными экспозициями нам удалось заскочить на небольшой полигончик близ Карлсруэ, где обычно демонстрируют свои незаурядные возможности мерседесовские «Унимоги». Зрелище впечатляющее!
Unimog, собственно, так и переводится: универсальное моторное транспортное средство. Создали его в отделе разработки авиационных двигателей фирмы Daimler-Benz после окончания Второй мировой войны. Машина рассматривалась как инструмент для реализации плана Моргентау «Вся Германия должна стать сельскохозяйственным государством». Исходя из этой перспективы инженер Альберт Фридрих и сконструировал свой «Унимог». Показ машины состоялся в 1948 году на первой послевоенной выставке сельскохозяйственного общества во Франкфурте.
Производственные площади по выпуску машины менялись несколько раз. Непосредственно как Unimog машина сложилась на машиностроительном заводе «Гебрюдер Берингер» (Геппинген) в том же 1948 году, после получения согласия со стороны фирмы Daimler-Benz на поставку дизельных двигателей. В 1950 году Daimler-Benz AG приобрел «Общество по разработке машины Unimog», создал производственные мощности в Гаггенау и с 1951 года интегрировал машину в свою производственную программу грузовых и специализированных автомобилей. С небольшими изменениями Unimog дошел до наших дней, поменяв при этом место прописки еще раз — с Гаггенау на Верт.
Опустим сельскохозяйственное назначение специального автомобиля, поскольку в нашей стране оно сыграло с ним злую шутку. В 1991 году при принятии решения об организации производства этих самых машин для фермеров забыли посчитать, во сколько он смог бы обойтись последним. Оказалось, что по курсу тех лет один Unimog равнялся 112 вагонам с картошкой. Естественно, затея провалилась.
Но поскольку Unimog являлся по своей сутиуниверсальной машиной, он смело мог рассчитывать и на другое применение, будь то коммунальные и аварийно-спасательные службы или дорожно-строительные организации. Потенциальных сфер деятельности в него заложена масса. Именно поэтому для него и было разработано более 3500 видов навесного оборудования, агрегатов, устанавливаемых на грузовой платформе или вместо нее. Кстати, их изготовлением и разработкой в Западной Европе занято свыше 230 фирм.
Основными предпосылками эффективного использования Unimog в коммунальном хозяйстве являются крайне короткое подготовительное время приведения в рабочее состояние; применение на одной машине максимального числа навесного оборудования; возможность выполнения нескольких операций одновременно. Способствуют этому четыре точки навески: плита для быстрой смены оборудования и система «Серволок» на передней части рамы, вспомогательная рама грузовой платформы, рама в межбазовом пространстве и задний гидравлический подъемник. Валы отбора мощности впереди, посредине и сзади позволяют одновременно оперировать с несколькими видами навески.
Есть у «Унимога» еще одна редкая специальность — возможность работы на железной дороге в качестве локомотива или технологического средства для поддержания железнодорожных путей в рабочем состоянии, причем без потери передвижения по дорожной сети.
Машина способна буквально в считанные секунды встать на рельсы или сойти с них. При этом ей достаточно железнодорожного переезда длиной всего 5 метров. В качестве тяговых возможностей можно привести такой пример — полноприводной Unimog способен тянуть по рельсам состав массой 1000 тонн.
Когда в 1995 году в России вновь заинтересовались «Унимогами», главный акцент был сделан как раз на их неординарные возможности при работе в коммунальном и дорожном хозяйстве нашей страны. Не менее важным преимуществом машины является возможность быстрого перемещения в транспортном положении к месту выполнения работ (до 102 км/ч) и обеспечение оптимальной технологической скорости (от 120 м/ч) при отменной проходимости, граничащей с вездеходными качествами.
Последнее обстоятельство предопределило использование «Унимогов» в военных целях. Располагая рамой, обладающей удивительной способностью работы на кручение и подвеской со спиральными пружинами и амортизаторами, машина даже в экстремальных условиях бездорожья сохраняет сцепление всех четырех колес c грунтом. Реализация тяговой мощности за счет развесовки по осям и полностью блокируемых мостов позволила «Унимогу» попасть в Книгу рекордов Гиннеса как транспортному колесному средству, способному преодолеть 100‑процентный уклон. Ко всему прочему машина способна выдерживать поперечный крен на косогорах (до 38 градусов), обеспечивая при этом полное сцепление колес с грунтом. Внушительны показатели движения по пересеченной местности: преодоление рвов глубиной до 0,8 м, дорожный просвет 400 мм, возможность преодоления брода глубиной до 1,2 м, а также качение мостов в поперечной плоскости до 30 градусов.
Большую часть перечисленного мы смогли увидеть собственными глазами, причем не только увидеть, но и прочувствовать, сидя на пассажирском кресле рядом с водителями-испытателями. Порой создавалось впечатление, что находишься не в кабине «Унимога», а в центре подготовки космонавтов на центрифуге. Ремней безопасности при этом явно не хватало, постоянно хотелось схватиться еще и за близлежащие поручни.
К сожалению, высокая стоимость «Унимогов» из-за необходимости иметь достаточный набор технологического навесного оборудования (только при его наличии проявляются все положительные качества этой машины) пока отталкивает потенциальных покупателей. Как следствие, годовые продажи не превышают нескольких десятков машин.
Из того небольшого количества, что поступает к нам в Россию, часть приходится на модель U500 (ее предпочитают коммунальщики, для которых она и предназначена), часть — на внедорожную серию U3000/4000/5000. Последняя находит применение у дорожников и аварийных служб, особенно там, где сложно добраться до объекта назначения. По всей вероятности, все потенциальные возможности данной машины россиянам еще предстоит оценить по достоинству. Надеемся, это время не за горами.
Ольга Попова, руководитель региональных продаж в странах СНГ, подразделение Mercedes-Benz Unimog
Пожалуй, никто столь самозабвенно не предан «Унимогу», как г-жа Попова. Неважно, касается ли дело истории создания машины, всестороннего знания ее сильных и слабых сторон, грамотного подбора под конкретные задачи клиента, а если потребуется — и демонстрации возможностей самой машины при личном участии. При ее активном участии заключались контракты на поставку «Унимогов» как частным лицам, так и солидным компаниям.