Один из крупнейших и старейших в Японии машиностроительных концернов "Мицубиси" к настоящему времени является третьим по величине изготовителем легковых автомобилей в стране и ведущим производителем грузовиков. Его корни уходят к небольшой судоходной компании "Цукумо Сокаи" (Tsukumo Shokai), основанной в 1870 году Ятаро Ивасаки (Yataro Iwasaki). В марте 1873 года она получила ныне всемирно известное название "Митсубиси" и эмблему в виде трех алмазов. К началу XX века фирма превратилась в крупный промышленный картель, выпускавший суда и различное оборудование. В 1917 году судостроительное отделение "Митсубиси Шипбилдинг Компани" (Mitsubishi Shipbuilding Со.) из Кобе приобрело в Италии лицензию на выпуск легкового автомобиля "ФИАТ Дзеро" (FIAT Zero). В Японии он получил марку "Митсубиси А". Эта модель стала первой в стране легковой машиной серийного производства. На следующий год были созданы грузовики "7-1" (30 л.с.) на 2-3 тонны, выпускавшиеся затем небольшими партиями почти 10 лет. В 1924 году на их шасси построили первые японские самосвалы и поливочные машины. В 1920 году из судостроительного отделения выделилась группа по производству двигателей внутреннего сгорания, а в 1928 году - авиационный филиал. Оба они в 1934 году образовали в Токио компанию тяжелого машиностроения "Митсубиси Хэви Индастриз" (Mitsubishi Heavy Industries) с собственным автомобильным отделением. Большинство разработок "Митсубиси" тех лет напрямую не было связано с грузовиками, хотя все они впоследствии легли в основу их конструкции. Это первый в Японии 4-х цилиндровый дизель с непосредственным впрыском топлива (1931 года), первые японские бензиновый и дизельный автобусы (модели "В-46" и "BD-43/46" 1932 и 1935 годов), получившие торговую марку "Фусо" (Fuso), и первый японский легковой полно-приводный автомобиль "РХ-33" 4x4 (1934 года). С 1932 года выпускался грузопассажирский автобус "ВТ-38". Первые опытные 3-х осные бензиновые грузовики "TS-20" и "TSS-28"(6x4) с полезной нагрузкой 2-2,5 тонны появились через два года и были гражданскими вариантами стандартной армейской модели "Тип 94". В 1936 году на "Митсубиси" построили первый дизельный грузовик "TD-45" (70 л.с.), а в 1937 году - первый грузовой автомобиль с колесной формулой 4x4. В годы второй мировой войны на заводах "Митсубиси" выпускали легкие и средние танки. Послевоенное возрождение концерна "Митсубиси" началось в ноябре 1945 года с выпуска 4-х тонного грузовика "КТ-1". Со следующего года на капотном автобусном шасси "В-1" выпускались пожарные машины с 6-ти цилинровым бензиновым или дизельным двигателями (110-120 л.с.). В этот период автомобильное отделение компании "Митсубиси" продолжало поиски своего пути развития и выпускало самые разнообразные транспортные средства: мотороллеры "С-10" и электробусы "МВ-46" (1947 года), 3-х колесные грузовые мотоциклы "Мизушима" (Mizushima) и многоместные автобусы "R-11" вагонной компоновки (1950 г.), американские "джипы" (1953 года). В 1952 году на базе торговой компании "Фусо Мотор Сэйлз" (Fuso Motor Sales) было образовано второе автомобильное отделение "Митсубиси-Фусо" в Нагое, специализировавшееся в основном на автобусах. Тем временем на неоднократно преобразованном отделении "Митсубиси Хэви Индастриз" в Токио разворачивалось производство грузовых автомобилей, предлагавшихся под торговой маркой "Фусо". В 1951 году появилась серия "Т", выпускавшаяся в течение 30 с лишним лет. Первым стал капотный 8-ми тонный грузовик "Т-31", за которым через три года последовал 7,5-тонный вариант "Т-32". Полностью изготовленным на предприятиях "Митсубиси" стал в 1955 году новый 8-ми тонный автомобиль "Т-33" с вакуумным усилителем тормозов. Параллельно фирма выпускала очень популярные в Японии легкие пикапы "Миника" (Minica) и 3-х колесные машины "Лео LT-10/11" (Leo) грузоподъемностью 350-500 кг. с 2-х цилиндровыми моторами мотоциклетного типа (359-493 см3, 18-21 л.с.). Переход "Митсубиси" к серийному производству грузовиков произошел в 1959 году с изготовлением обновленной серии "Т" в капотном и бескапотном исполнениях. Первым японским тяжелым грузовиком с откидывающейся кабиной над двигателем стала 8-ми тонная модель "Т380" (6x2) с дизелем мощностью 200 лошадей. В 1959 году появилась капотная серия "Юпитер" (Jupiter) грузоподъемностью 2,5-3,5 тонны с дизельными или бензиновыми моторами (70-76 л.с.). Она стала базой для популярных 25-местных автобусов "Роза" (Rosa). С 1960 года началось производство 8-ми тонной капотной гаммы "Т330" с рядным 6-ти цилиндровым дизелем (8,6 л., 165 л.с.), включавшей усиленный вариант "T335LM" для строительства. В 1963 году на основе серии "Юпитер" выпускался весьма элегантный бескапотный вариант "Фусо Т720", получивший известное ныне имя "Кантер" (Canter). В течение 60-х годов на основе этих шасси формировалась обширная грузовая программа "Митсубиси", в которую вошло второе поколение "Кантера", первая 4-х тонная бескапотная модель "Т620" (110 л.с.), а также семейство тяжелых машин "Т360", "Т390", "Т410", "Т810", "Т910/911" и "Т951" грузоподъемностью 3-5 тонн с колесными формулами 4x2, 6x2 (с передним и задним или двумя передними управляемыми мостами) и 6x4 с 6-ти 8-ми цилиндровыми дизелями (13,3-14,8 л., 200-280 л.с.) и гидроусилителем рулевого механизма. На основе 6-ти тонных полно-приводных армейских грузовиков "W20", "W23" и "W27" (6x6) с моторами мощностью 200-280 л.с. выпускались специальные тягачи, автомобили-лесовозы, 10-ти тонные самосвалы "W11D" и аэродромные пожарные машины. С 1966 года на базе легковой модели "Миника" фирма "Митсубиси" предлагала для местного рынка свой самый легкий 18-ти сильный грузовик "Миникэб" (Minicab) с цельнометаллическим кузовом. Через два года появились фургон и пикап "Делика" (Delica) грузоподъемностью 600 кг. с двигателями мощностью 53 л.с., созданные на агрегатах легковой машины "Кольт-1000" (Colt) и ставшие прообразом современной серии "L300". В программу входили также 2-х осные 7-ми тонные строительные самосвалы "Т-52" с 1-но местной кабиной, многоместные автобусы и троллейбусы. К концу 60-х годов концерн "Митсубиси" занял первое место в Японии по производству грузовых автомобилей. В апреле 1970 года на основе отделения "Митсубиси Хэви Индастриз" была создана независимая автомобильная компания "Мицубиси Моторс Корпорэйшн" (Mitsubishi Motors Corporation), однако уже в мае следующего года 15% ее акций выкупил американский концерн "Крайслер" (Chrysler). В 1973 году его доля возросла до 35%. Это позволило модернизировать всю программу и выйти на новые рынки сбыта. Главными событиями тех лет считаются внедрение в 1972 году тяжелой серии "Т813" с новым дизелем V10 и третьего поколения гаммы "Кантер" в 1973 году. Одновременно началось формирование новой серии "F" с кабиной над двигателем, выпускающейся до сих пор на заводе "Кавасаки" близ Токио. К 1982 году она включала сотни вариантов унифицированных грузовых автомобилей и седельных тягачей моделей "FK", "FM", "FP", "FR", "FS", "FT", "FU", "FV" и "FW" с колесными формулами от 4x2 до 8x4 с рядными 6-ти цилиндровыми безнаддувными дизелями (6557-11945 см3, 160-240 л.с.) или мотором V8 с непосредственным впрыском (16031 см3, 320 л.с.), 5-ти, 6-ти или 10-ти ступенчатыми коробками передач, 2-х контурным гидропневматическим приводом тормозов и рессорной подвеской. Капотную серию составляли самосвалы и лесовозы "NV" (6x4) и "NW" (6x6) полной массой 25,5 тонн (в составе автопоезда - до 44 тонн) с новым дизелем V8 (14886 см3, 285-305 л.с.) и 12-ти ступенчатой коробкой передач. В 70-е гг. крупная партия таких автомобилей была поставлена в леспромхозы советского Дальнего Востока. С 1976 года началось производство крановых шасси, грузоподъемность которых к 1981 году достигла 150 тонн (4-х осная модель "К1302"). В 1978 году началось производство четвертого поколения "Кантер" и малой серии "FE", а в 1981 году - самой легкой 1,5-тонной модели "Кантер 15". Наименование "Фусо" стало использоваться только на машинах, предназначенных для японского рынка. К 70-м гг. относится также начало массового производства легких грузовых автомобилей "Митсубиси". В 1978 году на заводе в Нагое с использованием агрегатов легкового автомобиля "Лэнсер" (Lancer) начался выпуск пикапов "L200", известных в Японии как "Страда" (Strada). Со следующего года пикапы продавались в США через торговую сеть "Крайслера" под марками "Додж D50" (Dodge) и "Плимут Эрроу" (Plymouth Arrow), а с 1980 года предлагались в исполнении 4x4. В 1979 году появились фургоны серии "L300", которые для Японии сохранили прежнее наименование "Делика". С1982 года они предлагались в варианте 4x4, а еще через четыре года последовало их второе поколение. Машины выпускались с двигателями мощностью 75-100 л.с., с кузовом-фургоном вместимостью до 10 м3 или бортовой платформой грузоподъемностью 1,4 тонн. В 1982 году начался выпуск универсальных грузопассажирских машин "Паджеро" (Pajero) 4x4, известных в ряде стран как "Монтеро" (Montero) и "Шогун" (Shogun). С 1984 г. предлагалось новое поколение самого маленького в программе компании автомобиля "Миника" грузоподъемностью 350 кг. с колесной базой всего 2200 мм., выпускавшегося на новом заводе в Мидзусиме. Через год началось производство пятого семейства "Кантер" и новой экспортной модели "FH" полной массой 7,5-10 т., получившей дизель с турбонаддувом в 145 лошадиных сил. В 1983 году была произведена коренная модификация серии "F", получившей более безопасную, удобную и строгую по форме кабину над двигателем. С этого времени наметилось достаточно четкое разделение грузовых автомобилей для продажи на внутреннем и внешнем рынках. Они различались обозначениями, грузоподъемностью, полной массой, запасом прочности, техническим уровнем, комфортностью кабин и внешним видом. Модели, носившие экспортное наименование "Кантер", в Японии обозначались "Файтер Миньон" (Fighter Minion), а средние и тяжелые машины серии "F" назывались "Файтер" и "Грейт" (The Great).
15 апреля 1985 года с концерном "Крайслер" было подписано соглашение о создании в США совместного предприятия, вступившего в строй на следующий год. К этому времени сборочные заводы концерна "Митсубиси" уже работали в Южной Корее, Таиланде, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, на Филиппинах. В конце 80-х годов компания "Митсубиси" выпускала ежегодно до 600 тысяч грузовых машин, которые экспортировались в 160 стран мира. В 1988 году было изготовлено 47 тысяч грузовиков полной массой свыше 6 тонн, в том числе 24525 грузовиков - более 15 тонн (девятое место в мире). В 1993 и 1999 годах начался выпуск восьмого и девятого поколения фургонов "Миникэб Вэн" (Minicab Van) и "Миникэб Трак" (Minicab Truck) полной массой 1180 кг. с 3-х цилиндровым бензиновым двигателем (657 см3, 48 л.с.), механической или автоматической коробкой передач. Их длина составляла 3,3 м., максимальная скорость - 100 км/ч. Только для экспорта предназначены грузовые варианты одно-объемных грузопассажирских автомобилей "Спейс Раннер" (Space Runner) и "Спейс Вэгон" (Space Wagon) с 2-х литровыми бензиновыми и дизельными двигателями (82-133 л.с.), развивающие скорость ISO-185 км/ч. Легкие "Паджеро" нового поколения с двигателями мощностью 92-153 л.с. выпускаются в виде фургонов и способны буксировать прицепы массой до 3,3 тонн. Производство пикапов "L200" полной массой 2,4-2,8 тонн (4x2/4x4) налажено в Таиланде, где с 1996 года они выпускаются с обновленным внешним видом, новым вирхнекамерным дизелем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (2477 см3, 100 л.с.), 10-ти ступенчатой коробкой, передней независимой подвеской и тремя типами кабин. В начале 90-х годов серия "L300" в странах Западной Европы предлагалась в исполнении "ТренСити" (TranCity) с бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 70-116 л.с. и гидроусилителем рулевого механизма. Аналогичная ей "Делика" полной массой 2,2-2,6 тонн в Японии выпускается с двигателями мощностью 79-90 л.с., механической 5-ти ступенчатой или автоматической 4-х ступенчатой коробкой передач. В конце 1996 года им на смену пришла новая серия легких фургонов "L400" (в Японии - "Делика Карго") полной массой 2,5-2,7 тонны с двигателями в 100-106 лошадок.
С 1993 года выпускается шестое поколение "Кантер" с более обтекаемой и удобной кабиной, включающее модели "FB", "FC", "FE" (4x2) и "FG" (4x4) полной массой 3,4-6,3 тонны, которые предлагаются во множестве вариантов с двигателями мощностью 75-155 лошадей. В странах Западной Европы модели "FB" и "FE" обычно называются "Кантер-35" или "Сити Кантер" (City Canter), a варианты "FE" и "FH" полной массой 5,4-9,9 тонны именуются "Дистри Кантер" (Distri Canter). Собирают их также филиалы "Митсубиси" в Португалии, Бельгии и Индии. В Японии самая легкая гамма "Кантер" грузоподъемностью 1-1,5 т. с 2,8-литровым дизелем в 94 лошадиных сил носит название Тате" (Guts). Варианты "Фусо Файтер Миньон II" для Японии грузоподъемностью 4 - 7 т имеют 210-сильный дизель, переднюю независимую подвеску и дисковые тормоза с АБС, колесную базу от 2,5 до 7,2 метра. До конца XX века изготовлено около 1,5 млн. машин серии "Кантер". С 1992 года обновленные экспортные модели среднего класса "FK", "FL" и "FM" полной массой 8-17,7 тонн оснащаются 6-ти цилиндровыми дизелями без наддува (б,6-7,5 л., 160-190 л.с.), 5-ти ступенчатыми коробками передач, шинами размером от 16 до 24 дюймов. Аналогичная им серия "Фусо Файтер" грузоподъемностью 3,5-10,8 тонн предлагается в Японии с 4-х и 6-ти цилиндровыми моторами с турбонаддувом (4899-8201 см3, 180-270 л.с.) и 6-ти ступенчатой коробкой. С 1996 года самые тяжелые машины в Японии получили название "Фусо Супер Грейт" (Super Great). Они составляют новое унифицированное семейство грузоподъемностью 7,1-16,1 тонн и полной массой 15,8-25 тонн, в которое входят серии "FP" (4x2), "FT" и "FU" (6x2), "FV" и "FY" (6x4), "FS" (8x4). Автомобили отличаются кабиной над двигателем увеличенных размеров и с большой площадью остекления. На них применяются экономичные и малотоксичные дизели - рядные 6-ти цилиндровые с турбонаддувом и промежуточным охлаждением и безнаддувные V8 и V10 (11945-25112 см3, 310-480 л.с.), механические коробки передач с числом ступеней от 6 до 16, рессорные или пневматические подвески с электронным управлением. Впервые для японских тяжелых машин на них устанавливаются передние надувные подушки безопасности, навигационные системы и радарные устройства. До сих пор продолжается производство тяжелой капотной серии "NW" для работы на местности и в составе автопоездов полной массой до 140 тонн. Замыкают грузовую программу "Митсубиси" низкорамные шасси 6x4 и 8x4 с двигателями мощностью 240-355 лошадей для кранов грузоподъемностью 20-50 тонн.
В конце XX века автомобильная корпорация "Митсубиси" располагала 9 заводами и двумя научно-исследовательскими центрами в Японии, на которых занято 28,4 тысяч человек. Производство грузовиков и всех агрегатов к ним осуществляется на трех главных роботизированных предприятиях общей площадью свыше 300 тысяч м2, где трудится 4 тыс. человек. Сборочные предприятия и филиалы "Митсубиси" располагаются еще в 27 странах мира. В 1999 году все они изготовили свыше 500 тысяч различных грузовых автомобилей и автобусов, в том числе 53,3 тысячи машин массой более 6 тонн что соответствует третьему месту в Японии и 13-му в мире. 27 марта 2000 года был подписан договор с концерном "Даймлер-Крайслер (Daimler Chrysler), к которому перешло 34% акций "Мицубиси".
Источник: http://truck-auto.info |