Главная » Статьи » Грузовые » Raba |
История машиностроительного и вагоностроительного завода RABA начинается с 28 декабря 1896 года, когда в городе Дьер что располагается на реке Рааб, построили завод и назвали его Magyar Waggones Gepgyar. Сначала название реки стало его торговой маркой, а впоследствии все предприятие было переименовано в "Раба". С1902 г. завод начал изготовлять силовые установки, а в 1904 г. выпустил уникальный по тем временам 40-сильный автомобиль-тягач со всеми ведущими и управляемыми колесами. В 1906 г. началась сборка 1,2-тонных почтовых фургонов известного венгерского конструктора Яноша Чонки (Janos Csonka). He имея достаточного опыта создания собственной автомобильной техники, с первых же лет завод "Раба" взял курс на использование иностранных лицензий. Первая из них в 1907 г. была закуплена у немецкой компании "Даймлер" (Daimler) и касалась выпуска 1,5-тонных грузовиков. Вслед за нею в 1912 г. у фирмы "Прага" (Praga) приобрели лицензию на 5-ти тонные грузовики "Praga V", переименованные в "Raba V". В 20-е гг. завод "Раба" стал крупнейшим машиностроительным комплексом независимой Венгрии. В 1924-25 гг. там собирали по лицензии немецкой фирмы "Крупп" (Krupp) 2-х и 3-х осные автомобили "Раба-Крупп" серий "L3" и "L5" грузоподъемностью 3-5 тонн с верхнеклапанными двигателями с алюминиевыми поршнями и тормозами на всех колесах с гидроприводом. С1928 г. по лицензии австрийской компании ОАФ (OAF), известной как "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT), началось изготовление серии "Раба AF". Ее основой была простая и популярная гамма "Аустро-ФИАТ AFN" с 4-х цилиндровым двигателем (2,85 л3, 42 л.с.). В Венгрии она предлагалась в вариантах "AFa", "AFe", "AFh" и "AFk" грузоподъемностью 1-1,75 тонны. В 1934 году собственными силами был создан 1,5-тонный вариант "AFi" с 3,5-литровым мотором мощностью 55 л.с., 4-х ступенчатой коробкой передач и гидропневматическим приводом тормозов. Через два года появился 2,5-тонный автомобиль "AFI2" или "Раба Супер" (Super), ставший в то время самым массовым грузовиком венгерского производства. В 1937 году начался выпуск 3,5-тонного автомобиля "Раба Специаль" (Special) с 3,8-литровым 65-ти сильным двигателем, аналогичного австрийскому грузовику "AFH". В 1936 г. завод "Раба" приобрел у фирмы MAH (MAN) лицензию на дизельные двигатели. С 1938 года такие моторы мощностью 65 и 80 "лошадок" устанавливали на грузовики "Супер D" и "Специаль D". По этой же лицензии в 1940 году была изготовлена партия 5-ти тонных 100-сильных грузовиков "Раба-МАН Д5". Следует упомянуть, что еще в 1930 году по лицензии немецкой фирмы "Ганза-Ллойд" (Hansa-Lloyd) завод выпускал почтовые электромобили с закрытым кузовом вместимостью 4 м3. Среди собиравшейся на заводе с 1936 г. армейской техники следует отметить 1,5-тонный грузопассажирский автомобиль "Ботонд" (Botond) 6x4 с двигателями мощностью 65-70 л.с., червячной главной передачей и задней независимой пружинной подвеской. В годы войны в Дьёре выпускали грузовики "Супер" и "Специаль", машины "Ботонд", тягачи "Марош" (Maros) 4x4, а также средние танки. Эту деятельность в 1944 прекратили бомбардировки союзников. В восстановленных после войны цехах до 1951 года продолжалась сборка грузовиков "Супер", после чего все автомобильное производство было прекращено. К этому времени в общей сложности выпустили 6132 грузовика марки "Раба". Только в 1963 г. по инициативе СССР завод приступил к разработке и производству ведущих мостов с планетарными колесными редукторами для автобусов и троллейбусов. 28 июня 1968 г. вступил в строй моторный корпус завода "Раба", выпускавший дизельные двигатели по лицензии фирмы МАН, а в декабре были собраны первые грузовики "Раба-МАН". После их испытаний в 1969 году у фирмы МАН была закуплена лицензия на гамму грузовых автомобилей и двигателей. С 1970 началось серийное производство бескапотных грузовиков "Раба" полной массой 16-26 тонн (в составе автопоезда - до 38 тонн), получивших лицензионные 6-ти цилиндровые двигатели рабочим объемом 10,3 и 10,7 литров мощностью 192-256 л.с., а позднее - мотор V8 (15450 см3, 304 л.с.) с турбонаддувом. Бортовые модели "831" (4x2), "832" (6x2) и "842" (6x4) с силовыми агрегатами в 215-304 л.с. могли буксировать прицепы грузоподъемностью 10 т. и развивать скорость 86-95 км/ч. На их базе предлагались седельные тягачи "833" (6x2), "843" и "853" (6x4), а также вариант "U16.256FS" (4x2) с горизонтальным 256 - сильным дизелем. Все они имели 1-но дисковое сцепление с гидроприводом выключения, 6-ти ступенчатую коробку передач ЦФ (ZF) с демультипликатором, 2-х контурную пневматическую систему привода тормозов, короткие кабины с одним - двумя спальными местами. Самосвалы "U26.230DFK" (6x4) и "DFKA" (6x6) грузоподъемностью 14,5-17,6 тонн имели дизели мощностью 230 и 256 л.с., расположенные наклонно под углом 40о, и 12-ти ступенчатую коробку передач. В то время ежегодно завод "Раба" выпускал 2 тыс. автомобилей, 25 тыс. двигателей и 200 тыс. мостов. После окончания срока действия лицензии в 1980 г. завод продолжил самостоятельное производство прежних шасси и двигателей, использовав кабины от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF). В это время в программу "Раба" входили три семейства грузоподъемностью от 8 до 17 т.: бортовая серия "F", 14-ти тонные самосвалы "К" и седельные тягачи "S" с прежними дизелями и коробками передач, к которым вскоре добавились многоступенчатые агрегаты "Фуллер" (Fuller) и "Итон" (Eaton). От кабины ДАФ вскоре пришлось отказаться в пользу модернизированной кабины фирмы МАН. К концу 80-х гг. завод фактически превратился в предприятие по сборке небольших партий грузовых машин, у которых единственным собственным изделием остались управляемые и ведущие мосты "Раба". В 1992 году завод стал акционерным обществом с государственным контрольным пакетом акций. К этому времени его программа возросла до пяти серий полной массой 16,5-41 тонну: шасси и бортовые варианты "F" и "L", самосвалы "К", седельные тягачи "S" и полноприводные автомобили "Т". По очередным лицензиям начался выпуск новых дизелей - 300-сильного MAH D2156 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением и ДАФ (11630 см3, 354 л.с.). Первый из них стал основой серии венгерских моторов "D10" мощностью 208-320 л.с. Кроме мостов, "Раба" предлагает собственную 12-ти ступенчатую коробку передач, а также изготовляет городские автобусы и полноприводные тракторы. ©. Фотографии взяты из общедоступных источников. Источник: http://truck-auto.info | |
Просмотров: 2110
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |