- Урал-432091.
- ПОЛНАЯ МАССА: 12 000 кг
- НАЧАЛО ПРОДАЖ: ориентировочно 2012 г.
- ЦЕНА: порядка 1 200 000 руб.
По меньшей мере, два последних десятилетия крупнейшие российские автопроизводители словно не замечали существования села. Но стоило государству перераспределить часть финансовых потоков в пользу аграриев, как выяснилось, что труженики полей несправедливо обделены современной автомобильной техникой. И вот уже полным ходом идут испытания созданного в кратчайшие сроки Урал-432091 — специальногосельскохозяйственного автомобиля полной массой 12 т.
Очень нужная машина
«Урал-432091 мы начали проектировать в июне 2010 года, в октябре на выставке "Золотая осень” продемонстрировали его макетный образец, а в ноябре уже приступили к испытаниям», — руководитель проекта по созданию специализированного среднетоннажного сельскохозяйственного шасси Сергей Галкин с удовольствием называет довольно редкие по меркам нашего автопрома сроки. Но такой грузовик, по его же словам, все равно подзадержался с выходом на рынок: согласно прикидкам разработчиков, ежегодная потребность в нем превышает пять тысяч единиц! Будь Урал-432091 уже на конвейере, только по результатам премьерного показа на «Золотой осени» завод мог бы отгрузить заказчикам минимум четыре сотни подобных машин!
Откуда столь высокая заинтересованность в новом автомобиле? Все дело в том, что в сельском хозяйстве от 30 до 40% трудозатрат приходится на транспортные работы. В нашей стране их эффективность крайне низка, ведь по сей день в перевозках сельскохозпродукции задействованы порядка 220 тыс. бензиновых «зилов» и «газонов»: до предела изношенных, маломощных и прожорливых. Более того, вывоз значительной части собранного урожая с полей осуществляется тихоходными тракторами с прицепами! Для Европы это нормально, но у нас среднее плечо перевозок существенно больше, а значит, для решения данной задачи эффективнее применять более скоростную автотехнику. Но не простую, а специализированную, ведь условия, в которых ей приходится работать, отличаются от условий, в которых эксплуатируются обычные грузовики.
С сельским уклоном
Считается, что для работы в сложных дорожных условиях оптимальна капотная компоновка. Но Урал-432091 получил компоновку «кабина перед двигателем»: только она позволила добиться идеальной развесовки по осям, в результате чего на каждое из колес приходится ровно четверть массы 12‑тонного автомобиля. И дело здесь не только в проходимости — более высокая нагрузка на опорную поверхность ведет к накатыванию колеи и разрушению плодородного слоя, что отрицательно сказывается на урожайности полей.
Со стороны новый «Урал» здорово напоминает разработанный лет тридцать назад сельскохозяйственный самосвал КАЗ-4540, двигатель которого располагался в переднем свесе, а коробка передач с целью дозагрузки заднего моста была вынесена в базу. Но при движении порожняком управляемые колеса кутаисской машины все равно оказывались загружены сильнее, а потому «зарывались» в рыхлый грунт. Чтобы не повторять ошибок прошлого, разработчики Урал-432091 сместили силовой агрегат ближе к центру рамы, а кабину поставили не над, а перед ним, одновременно сэкономив на механизме ее опрокидывания.
Шасси уральского «сельхозника» адаптировали к быстрой смене надстроек, чтобы вместо самосвального кузова можно было поставить цистерну, фургон или разбрасыватель удобрений. Автомобиль рассчитан на работу в сцепке с 8‑тонным прицепом и способен двигаться с «ползущими» скоростями, подстраиваясь под скорость движения уборочной техники. Чтобы без проблем можно было подъехать под загрузочное устройство комбайна, эстакаду зернохранилища, а также пройти в ворота построенных еще в советские времена гаражей, габаритную высоту «Урала» постарались сделать как можно меньше, снабдив его кабиной от ГАЗ-3307, а не более просторной и современной кабиной от дорожных «Уралов».
Впрочем, для ограничения «роста» нового шасси была и иная причина: еще на этапе разработки им заинтересовались производители автокранов, и, идя навстречу пожеланиям таких заказчиков, Урал-432091 даже обули в шины с чуть меньшим, чем первоначально, радиусом. Благодаря этому новинка получилась не выше 2,9 м, а значит, даже с лежащей над кабиной стрелой гарантированно впишется в габариты, допустимые при движении по дорогам общего пользования.
На серийных агрегатах
Когда заглядываешь внутрь, казалось бы, до боли знакомой кабины «сельхозника», первым делом возникает недоумение: как взамен одноместного пассажирского сиденья разработчики умудрились втиснуть сюда двухместное сиденье от «Газели»? Оказывается, дополнительное пространство для него выкроили, перенеся рычаг коробки передач с пола на приборную панель. Из других наиболее бросающихся в глаза новшеств можно отметить монитор навигационной системы ГЛОНАСС, расположившиеся слева от руля кнопки включения принудительных блокировок межосевого и межколесного дифференциалов, а также небольшой принтер, который распечатывает данные весовых датчиков, установленных под кузовом и фиксирующих загрузку, — таким образом, из технологической цепочки исключили операцию взвешивания. Правда, у вынесенной далеко вперед кабины получилась внушительная амплитуда раскачки, и при движении поперек пашни болтает в ней просто немилосердно!
Для снижения себестоимости, которая согласно техзаданию не должна превысить 1 млн руб., и для скорейшего освоения производства в конструкции новинки использовали ряд уже выпускаемых узлов и агрегатов из арсенала автозавода «Урал». Это доработанная рама, мосты, а также колеса с широкопрофильными шинами. Самосвальная 6,5‑кубовая платформа, установленная на опытном образце, изготовлена на САЗе. Дизель новейший — рядный четырехцилиндровый ЯМЗ-534 мощностью 190 л. с. Единственное, что закуплено за рубежом, — 6‑ступенчатая коробка передач ZF.
Какова дальнейшая судьба Урал-432091? Его серийному образцу немного доработают внешность: вместо ставших временным решением передней облицовки кабины и угловатого бампера он получит современную, стилистически проработанную, выполненную из стеклопластика фронтальную часть. Помимо самосвала прорабатывается возможность изготовления на базе нового автомобиля седельного тягача и кранового шасси. Главное, чтобы в группе ГАЗ убедились в реальной востребованности «сельхозника», и тогда он имеет все шансы встать на конвейер уже в этом году.
«Уралы» — селу
Сельская тема уральцев не нова: еще в 1983 году в Миассе поставили на конвейер сельскохозяйственный трехосный самосвал Урал-5557 грузоподъемностью 10 т. С того времени и по настоящий момент завод изготовил более 30 тыс. таких автомобилей. А сейчас данное направление получило второе дыхание: помимо специального двухосного Урал-432091, рассчитанного на перевозку 5‑6 т груза, заказчикам предложен Урал-583161‑10, оборудованный 20‑кубовым кузовом боковой разгрузки грузоподъемностью 14 т. Он разработан на базе обычного трехосного заднеприводного шасси Урал-6368, относящегося к так называемому дорожному семейству с серийной бескапотной кабиной. А в перспективе группа ГАЗ, в которую входит автозавод «Урал», вполне возможно, расширит гамму специализированных «сельхозников» и в сторону уменьшения полной массы, создав специализированные модели грузоподъемностью 2-4 т.
Обратите внимание
Двери открываются широко, а на задних стойках есть вертикальные поручни. Удобно
Размещение радиатора и воздушного фильтра под днищем — спорное решение. Странно
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УРАЛ-432091 (4х4.1)