Несмотря на все ужесточающиеся нормы выбросов и борьбу за снижение расхода топлива, гонку за лидерство в создании самых мощных серийных грузовиков никто не отменял. Подтверждением тому стала недавняя презентация компанией Volvo Trucks самого мощного серийного грузовика в мире. Отныне ее флагман Volvo FH16 может оснащаться двигателем мощностью 700 л. с. с крутящим моментом 3150 Нм.
Компания Volvo Trucks стала первым производителем, чей грузовик покорил планку в 700 л. с. Volvo FH16 по праву занял место флагмана компании, превзойдя своего предшественника мощностью 660 л. с. Стоит заметить, что в разное время попеременно в лидерах были то MAN, то Mercedes-Benz. Однако отныне пальма первенства принадлежит Volvo Trucks.
«Volvo FH16 предназначен для самых сложных транспортных операций по перевозке сверхтяжелых грузов. Он также повышает престиж владельца, которому нужен действительно неординарный грузовик. Имея 700 л. с. под капотом, Volvo FH16 стоит на ступеньку выше любого конкурента», — говорит Стаффан Юфорс, президент и CEO Volvo Trucks.
Повысить мощность двигателя, снизить уровень вредных выбросов и сохранить прежний расход топлива — именно такое задание получили инженеры Volvo Trucks весной 2006 года.
Инженеры Volvo столкнулись с классической дилеммой: для снижения расхода топлива нужно повысить эффективность процесса его сгорания. Однако чем эффективнее сгорание, тем выше содержание оксидов азота в отработавших газах. Для решения этой проблемы было необходимо увеличить производительность системы нейтрализации отработавших газов. Разработка и модернизация двигателя сводятся к поиску оптимальных решений — от системы впрыска до системы выпуска отработавших газов — и внимательному рассмотрению мельчайших нюансов, чтобы запустить в производство максимально качественный продукт.
Проектная группа три года усиленно занималась разработкой, испытаниями и оценкой различных решений. Концепции превращались в прототипы, которые проходили испытания в лабораторных и реальных условиях. Поскольку Volvo FH16 создан для выполнения самых трудных операций со сверхтяжелыми грузами, дорожные испытания проводились в сложнейших и даже, по мнению многих, экстремальных условиях.
«Новый Volvo FH16 буксировал тяжелые дорожные поезда в австралийских пустынях, перевозил лес в северной Швеции и работал на сильнейшем морозе на высотах до 3600 м в Скалистых горах», — рассказывает Хенрик Линдеберг, главный инженер проекта нового двигателя D16G.
В итоге Volvo FH16 получил сертификат соответствия нормам Euro 5, вступающим в силу осенью 2009 года. Это означает, что выбросы оксида азота снижены более чем на 40%. Иными словами, Volvo FH16 стал еще мощнее, но при этом сохранил отличные экологические показатели. Помимо 700‑сильной версии, Volvo FH16 доступен в вариантах мощностью 540 и 600 л.с.
Развивающий мощность 700 л. с. и крутящий момент 3150 Нм, новейший 16‑литровый двигатель Volvo разработан на базе предыдущей модификации Volvo D16 мощностью 660 л. с. Несмотря на повышение мощности, расход топлива остался на прежнем уровне. Ряд мер, включая поршни новой формы, позволил инженерам Volvo оптимизировать процесс сгорания топлива, получить высокие динамические показатели и при этом добиться оптимального расхода топлива, низкого уровня вредных выбросов и длительного срока службы. Максимальные мощность и крутящий момент достигаются в более широком диапазоне оборотов двигателя, что обеспечивает большее удобство управления. Новый масляный термостат также способствует снижению расхода топлива.
Уровень шума на холостом ходу снижен на 2 дБ (А). Впрыск небольшого количества топлива, производимый до впрыска основной порции, обеспечивает снижение шума, образующегося в ходе основной последовательности сгорания.
Еще одним важным новшеством в конструкции двух самых мощных модификаций двигателя является новая, более производительная система очистки отработавших газов. Эта система может обрабатывать больший поток отработавших газов, что снижает противодавление в системе выпуска и уменьшает потери мощности. Более производительная система также обеспечивает лучшую очистку отработавших газов. Как и ранее, используется система избирательной каталитической нейтрализации SCR, эффективно снижающая уровень вредных выбросов.
Двигатель Volvo D16G в стандартной комплектации оборудован горным тормозом с электронным управлением (EPG) тормозной мощностью 230 кВт. Электронное управление позволило уменьшить количество подвижных частей, что обеспечивает простоту эксплуатации, надежность и небольшой вес. По заказу также устанавливается моторный тормоз Volvo VEB+, имеющий тормозную мощность 425 кВт.
VOLVO D16G EURO 5 В ЦИФРАХ
• 6‑цилиндровый рядный дизельный двигатель рабочим объемом 16 литров с турбонагнетателем и промежуточным охладителем.
• Выходная мощность: 700 л. с., 600 л. с. или 540 л. с.
• Крутящий момент: 3150 Нм, 2800 Нм или 2650 Нм.
• Вспомогательная тормозная система: EPG мощностью 230 кВт при 2200 мин-1 или VEB+ мощностью 425 кВт при 2200 мин-1.
• Система очистки отработавших газов: система избирательной каталитической нейтрализации SCR.
• Интервал замены масла: 100 000 км или один раз в год.
• Коробка отбора мощности (по заказу): 1000 Нм на неподвижном автомобиле, 650 Нм в движении.
• Поставляется с закрытой или открытой системой вентиляции картера.