В 70-х годах XX века СССР в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) должна была создать, по крайней мере, два совершенно новых семейства грузовых автомобилей разной грузоподъемности. Кроме того, решениями "Партии и Правительства" (как тогда говорили) в стране был "взят курс на дизелизацию", и оба семейства надлежало оснастить именно такими моторами. Одно семейство должен был изготавливать ЗиЛ, второе будущий КАМАЗ. Первоначальная разработка обоих семейств велась в стенах все того же ЗиЛа. Затем, по мере приближения КАМАЗа к реальному выпуску автомобилей, техническую документацию трехосной машины грузоподъемностью 10 тонн передали в Набережные Челны.В 1980 году коллектив дизайнеров и конструкторов получил задание в кратчайшие сроки создать автомобиль на шасси ЗиЛ-130, близкий по внешнему виду к новому семейству и оснащенный дизелем ЗиЛ-130ГМД. Работу выполнили в 1981-м году, но дальше опытного образца дело не пошло. Все силы были брошены на окончательную доводку ЗиЛ-169, к этому времени в соответствии с отраслевой нормалью получившему индекс ЗиЛ-4331.Фары и подфарники нашли свое окончательное место в расширенном бампере оригинальной формы, оперение укоротили, облицовку радиатора из легкого пластика АВС сделали объемной, во всю ширину оперения. Передняя часть автомобиля сильно сбавила в весе. Этот вариант покинул завод в 1985 г. и с незначительными доделками встал на конвейер. В целом разработка этого грузового автомобиля заняла чуть более 10 лет. Для новой машины был спроектирован V-образный 8-ми цилиндровый дизель ЗИЛ-645 с объемно-пленочным смесеобразованием. Его мощность - 185 лошадей. Начиная с 1977 года он экспонировался на многих выставках внутри страны как очередное достижение научно-технического прогресса. Дизель сблокирован с 9-ти ступенчатой, полностью синхронизированной коробкой передач. Капот, крылья, облицовка радиатора интегрированы в один общий узел, который, чтобы облегчить обслуживание силового агрегата, откидывался на шарнирах вперед. Комфортабельная кабина снабжена подрессоренным сиденьем с регулировками в трех направлениях. Грузовая платформа - цельнометаллическая. Эта машина грузоподъемностью 6 тонн развивает скорость до 95 км/ч, а расход топлива равен 18-23 литров на 100 км для одиночного грузовика или 26-31 литров на 100 км для грузовика с прицепом. Производство грузовиков нового семейства ЗИЛ-4331 начато в 1986 году.Появилась версия со сдвоенной кабиной - шасси для спец-транспорта. В 1989 г. был изготовлен специальный вариант для кольцевых гонок грузовиков. Правда, кроме кабины с оперением, зиловского в нем почти не осталось. Двигатель - Caterpillar, задний мост RABA, шины меньшего размера на хромированных колесах. И пожалуй самая заметная версия автомобиля появилась в 1992 г. Это седельный тягач с отдельным спальным модулем для двух человек, "драгфойлером" на крыше, боковыми обтекателями и "юбкой" под бампером. На него предполагалось устанавливать двигатель ЗиЛ-6454 с увеличенным до 9,55 л. рабочим объемом и мощностью 200 л.с. (с турбонаддувом 250 л.с.). Следующие модернизации касались лишь перестановок кабин нового поколения на шасси старого. Этой процедуре подверглись ЗиЛ-130, 131, 133, и даже трехосный автомобиль для МЧС (правда, в комплекте с расширенными крыльями).Эту же кабину ухитрились поставить однажды и на автомобиль вагонной компоновки, встала она и на малотоннажный "Бычок", но оба эти автомобиля уже очень далеки от ЗиЛ-4331. Многообразие двигателей и недовольство военных интегральным оперением - на бездорожье, при перекошенной раме, практически невозможно "закрыть капот" - заставило создать на базе уже отработанного до мелочей грузовика версию с капотом "аллигаторного" типа (ЗиЛ-4331А). На ней слегка поменяли места компрессора, генератора, воздухозаборника и других навесных агрегатов двигателя, благодаря чему переднюю кромку оперения удалось опустить почти на 200 мм., что для реального автомобиля очень много чертеж
Источник: http://truck-auto.info |