К 1916 году Русское правительство поняло необходимость массового производства грузовых автомобилей, так как стало понятно, что без собственной автомобильной промышленности войну не выиграть. Главное военно-техническое управление подписало контракт на строительство 6-ти заводов, в том числе АМО (Акционерное Московское общество). Оно должно было выпускать грузовик "15-тер" итальянской фирмы "ФИАТ" грузоподъемностью полторы тонны зарекомендовавший себя очень хорошо во время итало-турецкой войны 1911-1912 годов.Итальянский автомобиль имел четыре цилиндра и мощность 30 лошадиных сил при 1300 об/мин., максимальная скорость была 45 километров в час. Но революция 1917 года внесло свои коррективы, и только в ночь с 1 ноября 1924 года, бригада слесарей собрала первую автомобиль. Машина была сделана по образу и подобию итальянского "ФИАТ-15-тер", но из отечественных материалов и руками русских рабочих. А уже 6 ноября из ворот завода выехал 10 грузовик.7 ноября 1924 года рабочие и инженеры завода участвовали в праздничной демонстрации, где были представлены все собранные грузовики. На машине был установлен четырех цилиндровый двигатель (4396 смз, 35 лошадиных сил, при 1400 об/мин.) с зажиганием от магнето и водяным охлаждением с центробежным насосом. Для прохождения воздуха через радиатор использовался маховик, спицам которого была придана форма лопастей вентилятора.Обязательным условием нормальной роботы системы охлаждения являлось плотное прилегание боковин капота к каркасу. Четырех ступенчатая коробка передач располагалась отдельно от двигателя, рычаг переключения передач находился за правым бортом кабины (рулевое колесо на автомобиле "АМО-Ф15" размещалось справа). Механические колодочные тормозные механизмы действовали только на задние колеса, балка заднего моста и кожух карданного вала составляли один узел.Машина отличалась довольно большим дорожным просветом (225 мм.). Одна из ее особенностей заключалась в том, что полуоси задних колес составляли угол 178о. Поскольку балка заднего моста была не жесткой, то под нагрузкой она деформировалась и угол между полуосями становился ровным 180о. Автомобиль не имел электрического стартера, освещения, звукового сигнала и воздушного фильтра. Так, пуск двигателя производился рукояткой, для освещения служили ацетиленовые фонари, звуковые сигналы подавались рожком с резиновой грушей, а крыша автомобиля была мягкой и складной.При снаряженной массе 2000 килограмм грузоподъемность составляла 1500 кг., скорость же достигала 42 км/ч, а расход топлива - 30 литров бензина на 100 километров. Стоит особо подчеркнуть: все детали, кроме шарикоподшипников и магнето, были отечественными и их изготовляли вручную: балки передних и задних мостов, брусья рам ковали ручными молотами. Заготовку коленчатого вола (толстую металлическую плиту) клали на стол станка. Разметчик чертил на плите контуры вала, а потом эти контуры высверливали. Затем заготовку с заостренными следами сверловки обтачивали.Стальные листы облицовки кабины, капот и крылья вколачивали вручную. На сборке автомобиля его раму клали на козлы и поочередно закрепляли на ней отдельные детали и механизмы. От одной операции к другой, из цеха в цех рама передвигалась на плечах рабочих и на конных подводах. По мере развития производства, а также учитывая особенности эксплуатации в России, образцы 1924 г. уже заметно отличались от прототипа. В частности, чтобы маховик не цеплялся за неровности дороги, уменьшили его диаметр, изменили форму радиатора - его площадь увеличили во избежание кипения двигателя на затяжных подъемах или при езде по грязи, песку.Вместо рассыпающихся деревянных колес со спицами автомобиль был оборудован штампованными дисковыми колесами, установлен карбюратор "Зенит-42", изменены расположение бензинового бака, форма подножек. Во второй серии (выпуск 1927—1928 годов) у кабины появились жесткая крыша, боковина, задняя стенка, защищающая от непогоды; рычаги стояночного тормоза, переключения передач были перенесены в кабину; упрощен рулевой механизм, шести дисковое сухое сцепление заменено "мокрым" с 28 парами дисков.В третьей серии (1928-1931 годов) уже имелись электро стартер, звуковой сигнал и освещение; упрощена подача бензина в карбюратор: вместо вакуум аппарата применена подача бензина самотеком (бензиновый бак из-под сиденья был перенесен на щит передка). Облегчение шатунов, поршней и маховика, замена карбюратора дали возможность на 17% увеличить мощность двигателя. Поверхность охлаждения радиатора доведена до 11,5 метров (на 3 метра больше, чем у "фиата"), что предотвратило закипание воды в сильную жару и на затяжных подъемах. Уменьшение на 80 миллиметров диаметра маховика увеличило дорожный просвет, улучшило проходимость автомобиля."АМО-Ф15" обладал редкими для тогдашних грузовиков электрическими фарами, пневматическими шинами, карданной передачей, штампованными дисковыми колесами. Таким образом, внесенные изменения значительно преобразили взятый за основу "Фиат-15-тер". "АМО-Ф15" доказал свои надежные качества на многочисленных автопробегах. Например, в ноябре 1924 г. три машины с успехом совершили пробег Москва-Ленинград и обратно, а менее чем через год, после выпуска сотого автомобиля, "АМО-Ф15" уже участвовали в международном пробеге Ленинград-Москва-Тбилиси-Москва.Они прошли 4284 километров без поломок и финишировали первыми. В 1926 году на базе грузовика был начат выпуск автобусов, почтовых фургонов и даже своеобразных легковых автомобилей. В конструкции последних полностью сохранялось шасси грузовика, вплоть до двойных скатов задних шин. Можно себе представить, насколько прочным, пригодным для тяжелых условий работы оказалось такое сочетание грузового шасси с легким, открытым пассажирским кузовом! За восемь лет завод "АМО" (ныне "ЗИЛ") выпустил около 6 тысяч "АМО-Ф15".
Все файлы и ссылки на файлы, выложенные на сайте, были найдены в сети интернет как свободно распростроняемые и предоставлены лишь для ознакомления с ними, последующим удалением с вашего компьютера и покупкой (при необходимости) у авторов продукции. Если вы являетесь правообладателем какого либо контента и не желаете его свободного распространения,
сообщите нам и нарушение будет устранено.